«Зенит» — чемпион!

Об этом фотоаппарате мечтал каждый советский фотолюбитель, на обладателя «зеркалки» окружающие смотрели с завистью.

Фотография как искусство

Давайте вспомним наше советское прошлое. Увлечение фотографией в стране развивавшегося социализма было повальным. И не таким бездумным, как сегодня. Тогда фотография требовала знаний и мастерства. Любой подросток, прежде чем нажать на спуск, должен был знать, что такое диафрагма, резкость, перспектива, выдержка… Плюс обладать «алхимическими» навыками — уметь разводить реактивы, разбираться в типах фотобумаги и зернистости пленок.

«ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский), «Смена», «Киев», «Друг», «Момент» — эти марки фотоаппаратов были, наверное, в каждой семье. Но особенным спросом пользовался «Зенит» -детище Красногорского механического завода. Как правило, увидеть эту технику можно было лишь в фотоателье, да в руках у фоторепортеров крупных газет.

— Полный отстой, — скажет нынешний фотолюбитель. — Неудобный и тяжелый, как кирпич. Да любая современная мыльница превосходит его по качеству.

И будет не прав. Кто из производителей современной фототехники гарантирует качество работы затвора при температуре минус 25°? Никто. А вес? Ну, цифрозеркалки из пластика весят от полкило (без объектива) и выше. Причем все они в массе пластиковые. А фотокамеры из металла всегда ценились выше. Вот почему, прожив не одно десятилетие, фотоаппарат «Зенит» вполне достойно перешел в третье тысячелетие.

На пике славы

«Зенит» начали выпускать в 1952 году на Красногорском механическом заводе (КМЗ) на базе дальномерной фотокамеры «Зоркий». Конструкторы, правда, сильно изменили прототип. Они удалили дальномер и видоискатель и установили зеркала. Видоискатель имел постоянную (несъемную) пентапризму — неоднозначное новшество в то время. Первая модель получилась легкой и компактной. За год завод выпустил порядка двухсот фотоаппаратов.

Естественно, что на новую технику тут же обратили внимание спецслужбы. Комитетчики стали использовать фотоаппарат в своих операциях. А также им награждали особо отличившихся сотрудников.

Следующая модернизация «Зенита» произошла в 1955 году. Техника приобрела улучшенный затвор (который потом почти без изменений дожил до конца семидесятых годов) и синхроконтакт. Это немного увеличило габариты фотоаппарата. Так появился первый по-настоящему массовый «Зенит» — «Зенит-С», который многие и сейчас вспоминают добрым словом.

Единственным недостатком оптики было зеркало, которое опускалось лишь при взводе затвора. Поэтому фотограф мог видеть кадр только при взведенном затворе. Держать его в таком состоянии было вредно для пружин. Так что на ранних «Зенитах» четко действовало правило: взвел затвор — снимай.

Говорят, что одна из фотокамер в 1957 году даже полетела в космос со спутником. По-видимому, это был штучный вариант «Зенита», который разработали и сразу засекретили.

Конкурентная борьба

Время на месте не стояло, и в Советском Союзе стали появляться импортные, более совершенные фотокамеры, которые по своим техническим характеристикам обгоняли отечественный «Зенит». Например из ГДР в СССР стали поставлять фотоаппарат «Экзактам-Варекс», снаряженный видеоискателем с более широким полем зрения и зеркалом, которое опускалось после срабатывания затвора. Чтобы догнать и обогнать конкурентов, наши разработчики приступили к созданию новой модели «Зенита».

В 1964 году в продажу выходит камера «Зенит-4». Но у фотографов она энтузиазма не вызвала — слишком массивна и неказиста. Ее габариты вместе с объективом «Вега-ЗЦ» составляли 141 х84х 104 мм. А весила камера вместе с оптикой более килограмма. Даже нововведение в виде встроенного экспонометра не спасло модель от провала. И конструкторы вновь берутся за дело.

В том же 1964 году на свет появляются «Зенит-5» и «Зенит-6» — первые советские фотоаппараты, укомплектованные зум-объективом. По тем временам почти космическая технология. Недаром именно эта модель стала вожделенной мечтой многих. Эта модель даже «засветилась» в комедии Рязанова «Зигзаг удачи». Помните, когда фотограф Орешников с восхищением разглядывает витрину магазина, в которой выставлен «ЗЕНИТ-6» с ценником 400 рублей? А 400 рублей по тем временам — целое состояние!

Фотокалашников

Следующая модель «Зенит Е» стала нашим миллионником — всего их было произведено около 15 миллионов штук.

Букву «Е» добавили в честь Н.М. Егорова, директора Красногорского механического завода. Производство «Зенита-Е» было налажено и в Белоруссии. Но предпочтение покупатели отдавали фотоаппаратам из Красногорска, где более качественно проводили сборку.

Для того чтобы сделать эту модель массовой, в Швеции заказали автоматическую линию станков, позволяющую производить высокоточную обработку корпусов. Правда, жестко заданным остался один параметр — размер окна под видоискатель: 20×28 мм. Что надолго определило пресловутые 67% площади кадра.

Специально для фотолюбителей выпускался зеркальный однообъективный фотоаппарат «Зенит-11». Он представлял собой модернизированный «Зенит-Е» — более точная фокусировка, удобный механизм нажимной диафрагмы.

«Зенит-Е» первым экспортировался во многие страны, включая Германию, Италию, Францию, Англию. И пользовался успехом из-за простоты и надежности. Недаром на Западе его прозвали «фотокалашников».

Закат красногорской эры

Какое-то время аппарат приносил огромные доходы стране и, наверное, из-за этого (зачем что-то менять, раз это «что-то» и так хорошо работает) стал весьма консервативным и незаметно устарел. Если в 60-х годах он был целиком на уроне мировых стандартов среди недорогих камер, то в 70-е выглядел уже несколько архаично, а в 80-е — напрочь устарел.

В 90-х производство линейки «Зенитов» постепенно сворачивалось, хотя некоторые модели выпускались вплоть до 2005 года, когда было принято решение полностью прекратить их производство. В конце XX века на потребительском рынке фотоаппаратов уже был достаточно широкий ассортимент цифровых «мыльниц». На КМЗ предпринимались попытки разработать цифровые варианты «Зенита», было подготовлено несколько проектов и прототипов, среди которых «Зенит-DS» и «Зенит-DC». К сожалению, дальше тестовых прототипов им продвинуться не удалось.

Однако в 2014 году инициатива по возрождению «Зенита» прозвучала из уст председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, который отметил, что «компетенцию, конечно, мы уже потеряли», однако возобновить производство можно.

Сможет ли возродиться некогда знаменитый советский бренд — не ясно. За перестроечные годы зарубежная индустрия фототехники сделала огромный скачок. Так что с технической стороны российским заводам придется перенимать опыт иностранных коллег, чтобы составить конкуренцию Leica и Hasselblad на рынке люксовых предложений.

ЖЕЛЕЗО ВЕСОМ С ПЛАСТИК

Модель «Зенит АМ» весила всего «790 граммов. Для сравнения: современные цифрозеркальные фотоаппараты с пластиковым корпусом весят более 500 граммов (без объектива). Если отбросить объектив, то «Зенит АМ» весил 500 граммов! Недаром английским журналом «What camera?» советский «Зенит АМ» признан лучшим фотоаппаратом 1979 года.

ТАЙНЫ СССР, Вероника ГРАЖДАНСКАЯ

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Subscribe to RSS Feed Следите за мной на Twitter!