Янина Жеймо. Золушкин век

Янина Жеймо. Золушкин векВ историю отечественного кино Янина Жеймо вошла как «та самая Золушка». И хотя на ее счету было много других работ, она стала актрисой одной роли, так и не раскрыв свой талант полностью.

Афиша «Спешите видеть! Цирк шапито. Жеймо-6» в 1912 году в провинциальном Тобольске вызвала настоящий ажиотаж. Для самих артистов эти гастроли тоже были волнительными, ведь, помимо родителей и трех старших сестер, в представлении впервые принимала участие маленькая Янина. Трехлетний ребенок под куполом цирка даже у искушенного зрителя мог вызвать остановку сердца…

МАЛЕНЬКАЯ ЦИРКАЧКА

Со стороны может показаться, что цирковая жизнь похожа на праздник. Но Янина с детства знала: гастроли — это вечные переезды, каторжные тренировки, плохая еда и ночевки в холодных дорожных вагончиках. Все это не способствовало крепкому здоровью девочки: она

перенесла смертельно опасные дифтерит, тиф и множество переломов после падения с лошади во время исполнения сложнейшего трюка. А в 14 лет вдруг перестала расти. То ли болезни были тому виной, то ли психологическая травма — потеря отца, а может быть, тяжелые ксилофоны, которые ей приходилось носить на голове, но Янина так и осталась с детским ростом (всего 148 см!) и 31-м размером ноги.

После смерти кормильца Жеймо создали свой эстрадный номер, который зрители приняли на ура. Однако мечты Янины были далеки от цирка. В 15 лет она подала документы в ленинградскую студию ФЭКС (Фабрика эксцентрического актера). Как и ожидалось, мать такому повороту в карьере дочери была не рада. Даже много лет спустя, уже после успешных ролей в кино, она повторяла дочери: «Янина, у тебя имя в цирке, на эстраде. А в кино ты кто? Первая сзади…»

ПЕРВЫЙ УСПЕХ, ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ

Поначалу ей доверяли эпизодические роли: мальчишка, девочка из толпы, подручная портного… Впервые увидев свое лицо на экране, Янина расплакалась: «Какая страшненькая! Это не я…» Ее успокоил партнер по фильму, актер Андрей Костричкин: «Не расстраивайся, просто свет поставили неправильно!» С тех пор во время съемок сцен с Жеймо он был рядом с осветителем и давал советы, и лицо Янины на экране действительно заиграло! На нее стали обращать внимание режиссеры и, наконец, предложили главную роль. «Вот это волшебник!» — подумала про Костричкина Янина и… влюбилась. Вскоре они с Андреем поженились.

Это было, пожалуй, самое светлое время для Жеймо: молодость и оптимизм, подкрепленные счастливой семейной жизнью, главными ролями в кино и признанием зрителей и коллег… Амплуа травести ее не смущало и даже радовало: она с удовольствием играла мальчишек и девчонок, оставаясь в душе все тем же наивным и искренним ребенком. В актерской среде вскоре заговорили о «феномене Жеймо». К сожалению, фильмы, в которых блистала травести Жеймо («Разбудите Леночку», «Горячие денечки», «Подруги», «Леночка и виноград»), сегодня незаслуженно забыты.

Практически без отрыва от работы Жеймо успела родить дочь, которую муж назвал в честь мамы Яниной, и кое-как обустроить быт. Вот только денег постоянно не хватало, хотя Андрей получал неплохие гонорары, не пил, не гулял. Оказалось, во всем виноваты карты. За игрой в преферанс азартный супруг за одну ночь мог просадить огромную сумму. Как будешь с этим бороться?.. Янина подала на развод.

ПРЕДАТЕЛЬСТВО

В жизни актрисы настала черная полоса, депрессия из-за развода усугубилась невостребованностью в профессии. Почему-то сниматься ее приглашали редко, а подрабатывать в театре она не могла: опыта такого не было. В это время судьба преподнесла Жеймо новую встречу. Она познакомилась с режиссером Иосифом Хейфицем, вышла за него замуж и родила сына Юлия.

Но счастье длилось недолго: началась война. Хейфиц уехал в Алма-Ату, забрав с собой детей. А Жеймо от эвакуации отказалась — из чувства солидарности осталась вместе с коллегами по«Ленфильму» в блокадном Ленинграде. Приходилось не то что туго, а невыносимо. Днем — спектакли в госпиталях, ночью — дежурство на крыше. Есть было нечего, но Янина даже в эти трудные месяцы не теряла оптимизма. Позже она шутила: «Гитлер сделал хотя бы одно доброе дело — я наконец-то похудела!..»

В 1942 году вместе с коллегами Янина Жеймо села в поезд «Ленинград — Ташкент», чтобы воссоединиться с семьей. Тащила с собой огромный чемодан — набила его вещами мужа: пусть порадуется! По дороге поезд попал под бомбежку, Янине чудом удалось спастись, но ее путешествие до Ташкента затянулось на несколько месяцев. А до Хейфица тем временем дошли слухи о гибели супруги. Горевал он недолго: стал жить с гражданской женой Ириной, с которой у него в Алма-Ате завязались отношения. Добравшись до любимого

мужа, Жеймо поняла: ей здесь не рады. Измену простить не смогла…

Скамеечку, на которую Янина вставала в радиостудии, чтобы достать до микрофона, называли «жеймовочка».

Предательство Хейфица сломило актрису. Янина старалась не подавать виду, но вскоре слегла. Многие коллеги и товарищи пытались ее поддержать и взбодрить, но спасла Жеймо дружеская шутка. Один знакомый принес ей пузырек с иностранной этикеткой: новое импортное лекарство, помогает от измен и предательства, если пить по пять капель на ночь. На самом деле в склянке был сахарный сироп. Но Янина поверила и… постепенно пошла на поправку.

Все это время рядом с актрисой был ее давний верный друг, режиссер Леон Жанно. Из чувства благодарности Янина приняла его предложение руки и сердца.

НОВАЯ ЖИЗНЬ

Евгений Шварц, известный драматург и сценарист, пробирался по темным коридорам «Лен-фильма», когда увидел поразившую его картину. Прекрасная девочка в пышном платье с белыми кружевами сидела на груде старых афиш, грустно уставившись в стену. «Да это же моя Золушка!» — подумал Шварц. Он не сразу узнал Янину Жеймо, чьим поклонником давно являлся. И его совсем не смутило, что «девочке» было 37 лет, и в тот момент в ее руке дымилась сигарета. Шварц поставил режиссеру условие: в его «Золушке» главную роль должна играть только Жеймо! Саму Янину эта перспектива обрадовала и вдохновила.

Актрису нисколько не смущало, что придется изображать 16-летнюю -ровесницу ее дочери. Янина Костричкина рассказывала: перед тем как браться за роль, ее мать частенько отправлялась в парк и играла в салки с мальчишками. Те всегда принимали ее за свою, а один раз даже чуть не побили: спасибо, спасла продавщица, которая отправила ее домой со словами: «Иди к матери и скажи, чтобы одну тебя гулять не отпускала!» Верили… «Феномен Жеймо» работал!

Многие актрисы хотели заполучить роль Золушки, и вокруг Жеймо плелись интриги. Худсовет тайком отсматривал молодых и красивых, но менее талантливых актрис. Даже сам Сталин высказался против кандидатуры Жеймо. По своей непросвещенности «отец народов» считал, что в советском кино должны играть только такие актрисы, как его фаворитка Любовь Орлова. Однако в 1947 году «Золушка» с Жеймо в заглавной роли вышла на экраны СССР и имела оглушительный успех. На улицах Янину окружали толпы поклонников, школьницы просили автографы и с придыханием шептали: «Настоящая Золушка!»

Эта роль стала единственной звездной и предпоследней в недлинной фильмографии актрисы. Период застоя в советском кино вынудил ее вместе с семьей перебраться из Ленинграда в Москву, а затем в Варшаву. Янина Болеславовна отказалась от предложений сниматься и посвятила себя дому. Она освоила польский язык, научилась готовить, хотя всегда ненавидела стоять у плиты, занялась воспитанием внуков.

…Любимой всеми советскими зрителями Золушки не стало 29 декабря 1987 года. По завещанию Янины Болеславовны, гроб с ее телом доставили на родину и захоронили на Востряковском кладбище Москвы.

ДАРЬЯ БИОГРАФИЯ, Юлия ГОЛУБЕВА

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Subscribe to RSS Feed Следите за мной на Twitter!