Выходил ли Леонов в космос?

Из-за секретности, окружавшей советскую космическую программу, ее первое десятилетие до сих пор изучено крайне слабо. Десятки изданных книг и справочников содержат только официальную информацию о достижениях и победах, а реальные проблемы всегда замалчивались. Поэтому периодически возникают сомнения в достоверности представленных сведений — вплоть до того, что отрицается сам факт полетов в космос.

Космическая мистификация

Больше двадцати лет назад состоялся полет орбитального корабля «Восход-2», в течение которого советский офицер Алексей Леонов совершил первый выход в открытый космос. В последнее время появилось множество публикаций, в которых рассказывалось о малоизвестных подробностях подзабытого полета. Вполне ожидаемо среди этих материалов промелькнули заметки о том, что некоторые эксперты ставят под сомнение реальность выхода Леонова в открытый космос, полагая, что он целиком снят в павильоне.

Скептики критикуют прежде всего фотографии, опубликованные в советской прессе, и кинохронику, которую используют в различных фильмах об этом полете. Они сильно отличаются друг от друга, поэтому выглядят подделками. Кроме того, непосредственные участники исторического события, включая Леонова, путаются, рассказывая о том, что произошло на орбите. На основании этого «эксперты» делают категорический вывод: «Восход-2» никуда не летал.

Борьба за лидерство

Чтобы ответить на вопрос, почему вокруг «Восхода-2» накопилось много путаницы, надо прежде всего вспомнить, как корабль готовили к полету. В советское время космические полеты подавались публике исключительно в восторженных тонах, как величайшее «народное достижение». Причем всегда утверждалось, что все идет по плану, как и задумывалось.

На самом деле корабли «Восход» не были частью советской ракетно-космической программы, а появились в результате хитроумной уловки, на которую пошел главный конструктор Сергей Королев для того, чтобы вернуть интерес руководства к своим проектам. Дело в том, что после триумфа кораблей «Восток» их должны были принять на вооружение Советской армии и выделить средства для разработки новых кораблей «Север» (позднее известных под названием «Союз»), однако правительство Никиты Хрущева отказалось финансировать этот амбициозный проект. Тогда Королев придумал переделать одноместные «Востоки» в специализированные корабли для установления рекордов. Корабль «Восход-1» (ЗКВ) был «Востоком», приспособленным для полета трех человек. Корабль «Восход-2» (ЗКД) предназначался для выхода в открытый космос.

Работа над «Восходом-2» началась в апреле 1964 год. Средств хватило на изготовление только двух кораблей. Первый из них в беспилотном варианте стартовал 22 февраля 1965 года под названием «Космос-57». Поначалу полет проходил нормально, а затем корабль… исчез. Расшифровка телеметрии показала, что одну из команд передали на борт одновременно с двух пунктов управления, и в результате их наложения сформировалась команда на спуск. Корабль направился к Земле, а поскольку он должен был сесть в незапланированном районе, то сработала система автоматического подрыва объекта.

Тем не менее было признано, что испытания прошли успешно, ведь еще одного корабля у подчиненных Королева не было. Чтобы обойти американцев и закрепить за нашей страной новый исторический приоритет, пришлось пойти на значительный риск.

Раздутый скафандр

К полету готовились два экипажа: Павел Беляев и Алексей Леонов, Евгений Хрунов и Виктор Горбатко. Всю подготовку приходилось выполнять непосредственно в монтажном цеху, ведь не было времени даже на изготовление тренажера. Самые тяжелые тренировки состоялись в самолете-лаборатории Ту-104, где во время кратковременной невесомости приходилось отрабатывать процесс входа и выхода из шлюза корабля, использование фала (троса) для перемещения и другие операции.

Запуск состоялся 18 марта 1965 года. На борту космического корабля «Восход-2» находились Павел Беляев и Алексей Леонов с позывными «Алмазы». В конце первого витка Беляев помог Леонову надеть наспинный ранец с запасом кислорода для дыхания, после чего Алексей Леонов забрался в шлюзовую камеру. Давление там было снижено до нуля, космонавт открыл наружный люк и через пару минут вместе с кинокамерой «выплыл» в открытое космическое пространство на пятиметровом фале. В тот же момент Беляев объявил в эфир: «Внимание! Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство!» Изображение парящего на фоне планеты Алексея Леонова транслировалось по всем телеканалам мира.

Пока Леонов находился вне корабля, его скафандр раздуло, и при возвращении космонавт не смог сразу влезть в шлюзовую камеру. Ему пришлось сбросить внутреннее давление скафандра и «вплыть» в люк головой вперед. После закрытия крышки Леонов с огромным трудом развернулся и наконец оказался внутри кабины. Полное время выхода наружу составило 23 минуты 41 секунду.

Проблемы «Восхода-2»

Хотя люк корабля закрылся, осталась щель, которую космонавты не заметили. Отметив падение давления, автоматическая система жизнеобеспечения начала нагнетать кислород в кабину. Остановить процесс ни Беляев, ни Леонов не могли, поэтому им оставалось только ждать, чем все закончится. В итоге за счет роста давления крышку прижало плотнее, и атмосфера внутри корабля стабилизировалась.

По программе «Восход-2» после отстрела шлюзовой камеры на семнадцатом витке должен был совершить посадку с помощью автоматической системы управления. Однако из-за подрыва детонирующего кабеля произошел удар по корпусу корабля, и его закрутило в двух плоскостях, что привело к выходу из строя прибора ориентации. Быстро проанализировав ситуацию, Сергей Королев разрешил ручную посадку. Павел Беляев выполнил ориентацию корабля «по-посадочному», после чего включил тормозной двигатель.

Из-за задержки принятия решения спускаемый аппарат приземлился в труднодоступном таежном массиве на территории Шемейного леспромхоза. Спасатели не сразу сумели добраться до космонавтов, которым пришлось потрудиться, чтобы выжить на морозе. Только через сутки к ним пробилась первая группа.

По количеству технических отказов полет «Восхода-2» превзошел все предыдущие космические рейсы. Поэтому проблемы, с которыми пришлось столкнуться конструкторам, космонавтам и наземным службам, были на десятилетия скрыты от общественности. Хуже того, документы по кораблю, его подготовке и результатам полета остаются засекреченными до сих пор. Вместо них публикуются размытые фотоснимки, часть из которых явно сделаны не на орбите, а при тренировках на Ту-104 и в монтажном цеху. Без документов нельзя проверить и подлинность рассказа Алексея Леонова о том, что он испытал трудности с раздутием скафандра и при возвращении через шлюзовую камеру.

Даже в наше время исследователи не допущены ко всему архиву «Восхода-2». Пока такая ситуация сохраняется, нельзя отличить подлинные материалы от фальшивки, подготовленной в целях пропаганды, и появление высказываний доморощенных «экспертов» о том, что космические полеты были инсценированы, становится неизбежным.

Впрочем, одно можно утверждать с уверенностью: полет «Восхода-2» действительно состоялся, ведь он транслировался по открытому телевизионному каналу на весь мир, а подделать такую передачу с орбиты в 1965 году было технически невозможно.

АМЕРИКАНЦЫ ОПОЗДАЛИ

Американцы сумели провести первую операцию по выходу в открытый космос только через два месяца после Алексея Леонова — 3 июня 1965 года. Во время полета корабля «Джемини-4» астронавт Эдвард Уайт вышел из кабины, управляя своим движением с помощью миниатюрного реактивного двигателя. Он оставался в открытом пространстве 15 минут 40 секунд и после выполнения экспериментов вернулся назад по привязному фалу.

ТАЙНЫ СССР, Антон ПЕРВУШИН

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Subscribe to RSS Feed Следите за мной на Twitter!