«Вий». Первый фильм ужасов в СССР

Идеи социалистического реализма надежно защищали экраны отечественных кинотеатров от западных ужастиков. Но один фильм ужасов советские кинематографисты сняли сами…

Иван Пырьев долго вынашивал идею снять «Вия», однако не хватало времени. Будучи руководителем «Мосфильма», он доверил осуществить постановку выпускникам режиссерских курсов — Константину Ершову и Георгию Кропачеву, оставив себе роль куратора. Он же решил, кто сыграет Хому Брута. Подумывал пригласить Михаила Кокшенова, но остановил выбор на Леониде Куравлеве, недавно с блеском сыгравшем Пашку Колокольникова в фильме «Живет такой парень».

НАЙТИ ВЕДЬМУ

На роль панночки пробовались Ада Роговцева и Ёла Санько, однако Кропачев без проб утвердил Александру Завьялову, в безупречной внешности которой было что-то мистическое.

Началась работа, отсняли немало эпизодов, когда от Пырьева поступил приказ искать другую актрису, а Завьялову отстранить. Знаменитый режиссер решил подстраховаться: на дипломатическом приеме красавица-актриса познакомилась с американским бизнесменом, начался роман. КГБ не дремал, американца объявили шпионом и выслали из страны, а Александра попала в список неблагонадежных. Имеется и вторая версия замены главной героини. В архивах «Мосфильма» хранится запись: «В виду того, что Завьялова занята на съемках в киностудии «Ленфильм» в течение месяца, вынуждены на роль панночки искать другую актрису». Александра и правда снималась в это время у режиссера Резо Эсадзе, с которым ее связывали близкие отношения. Поговаривали, что он просто запретил ей играть ведьму.

Отснятые эпизоды смыли с пленки, но один кадр, где в гробу лежит не Варлей, а Завьялова, и рядом сидит безутешный сотник (артист Алексей Глазырин), остался. Внимательный зритель может заметить, что лицо у панночки несколько изменено, а в венке больше ромашек.

На новые пробы были назначены Жанна Болотова и Наталья Варлей. Пырьев отдал предпочтение Варлей, потому что «комсомолка, спортсменка и красавица» отлично лазила по скалам и выполняла трюки под куполом цирка.

Обычно роль Бабы-яги, Кощея или ведьмы поручали Георгию Милляру, но кто-то из съемочной группы в шутку предложил нарядить в оседлавшую Хому ведьму актера Николая Кутузова, и тот прекрасно вписался в образ мерзкой старухи.

ТИХА УКРАИНСКАЯ НОЧЬ…

Постановщики исколесили всю Украину в поисках подходящей натуры — и нашли ее в селе Горохолин Лес Богородчанского района Ивано-Франковской области, с небольшой деревянной церковью (в то время музей религии). Неподалеку от нее выстроили «старинное село», стараясь скрупулезно воссоздать приметы эпохи. Местные жители вспоминают время съемок без восторга, поскольку к чертовщине украинцы относятся с опаской.

Результаты 3-месячной работы Ершова и Кропачева в Москве не одобрили посчитали, что они слишком увлеклись, сцены затянуты и много любование старинным бытом. Пырьев решил послать им в помощь мастера сказочного жанра Александра Птушко В итоге часть отснятой: молодыми режиссерами материала в картину не вошла, а из мистическо романтической истории, которую они задумывали, фильм превратился в страшную сказку.

Семинарию снимали на территории Илецкого монастыря в Чернигове. Естественно, тогда он использовался не по назначению и был порядком запущен — киношникам даже пришлось чинить висящую на одной петле дверь и красить купола.

Помимо артистов, семинаристами нарядили солдат железнодорожного полка и местных хлопцев, которым велено было постричься «под горшок». А вот для Хомы был изготовлен парик, по словам актера, очень легкий и удобный.

ЗА МАГИЧЕСКИМ КРУГОМ

Молодые кинематографисты поражаются, как 50 лет назад с примитивной техникой и без компьютерной графики можно было снять «фильм ужасов». Это заслуга Птушко, мастера сказочных чудес.

Пол года мосфильмовцы старались обходить стороной выстроенную в съемочном павильоне «церковь». Доски для нее специально «старили», но режиссеру этого казалось недостаточно, и углы затянули изготовленной в бутафорском цехе паутиной из полимерной смолы. Место бдений Хомы Брута наводило жуть уже одним своим видом. Да еще черный гроб…

На самом деле их было три: в одном гробу панночка лежала; второй, поменьше, «бился» о магический круг, очерченный Хомой; а в третьем, подвешенном на кране при помощи тонких тросов, летала по церкви Наталья Варлей. Прочность конструкции была проверена 100-килограммовым помрежем. Развевающиеся белые одежды скрывали вертикальный металлический штырь и ремень, удерживающий Барлей. Никто не подозревал, что цирковая артистка на самом деле боится высоты. Гроб летал быстро, и однажды Наталья не удержалась и выпала. На счастье, Куравлев подхватил ее в самый последний момент. Варлей отделалась легким испугом, зато актер сильно потянул руки и несколько дней не мог сниматься.

Нынешних ребят, играющих в монстров, трудно испугать уродством, а в конце 1960-х не только детей, но и взрослых бросало в дрожь при виде омерзительных существ, выползающих из щелей старой церкви. Чтобы казалось, будто они легко лезут по вертикальной стене, соорудили вторую такую же, но наклонную, и снимали сверху. Над внешностью упырей, гномов и оживших мертвецов работала в мастерской пластического грима художник Сарра Мокиль, верная соратница Птушко. Потусторонних чудовищ с тремя носами или огромными ушами, яйцеголовых уродов мертвенносерого цвета — истинных исчадий ада — изображали артисты цирка, а карликов собирали по всей Москве. Ужас наводили и летучие мыши, а еще в съемках участвовало с десяток черных кошек (на них надевали специальные шапочки с рожками) и вороны, которых приманивали и ловили на территории «Мосфильма». Специальные толстые свечи заказывали в мастерской г. Загорска, за время съемок их сожгли несколько центнеров.

Многие считают, что единственная неудача фильма — образ самого Вия. В отличие от окружающих омерзительных вурдалаков, он кажется кое-как сляпанным неряшливым роботом. Даже его светящиеся глаза ужаса не вызывают.

ПРОКЛЯТИЕ ПАННОЧКИ

Суеверный страх перед ведьмами породил слухи, что роль панночки Наталье Варлей «аукнулась»… Некоторые утверждали, что после съемок актриса тяжело болела, беды сыпались на нее одна за другой; поговаривали даже, что она разбилась насмерть, упав на съемках… Сама Наталья считает, что черные полосы бывают в жизни у всех, и к сыгранным ролям это не имеет отношения. И все же, приняв крещение, она покаялась на исповеди, что лежала в гробу, изображая ведьму, и в ответ услышала, что играть классику — не грех.

Может так, а может и нет. У Александры Завьяловой после «Вия» была всего одна главная роль — Пистимеи в сериале «Тени исчезают в полдень», после чего карьера актрисы резко пошла вниз. Это погрузило ее в глубокую депрессию, несколько раз Завьялову забирали в психиатрическую лечебницу. 3 февраля 2016 года нищая, всеми забытая, она была зарезана собственным сыном…

ДАРЬЯ БИОГРАФИЯ, Татьяна ОСИПЦОВА

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Subscribe to RSS Feed Следите за мной на Twitter!