Виталий Соломин. Ватсон с характером

Виталий Соломин. Ватсон с характеромЕго визитной карточкой в кино стала роль сдержанного доктора Ватсона, он и в жизни был таким — большую часть времени. Но иногда наружу прорывалась гусарская часть души Виталия Соломина, и тогда он закатывал грандиозные банкеты для друзей, заваливал жену цветами и устраивал феерические розыгрыши.

Виталий Соломин прожил яркую жизнь, сыграл десятки незабываемых ролей. И последний, смертельный удар встретил как настоящий актер — на сцене. Еще до начала спектакля он почувствовал: сил почему-то совсем нет, голова кружится. Первый акт доиграл до конца, а потом потерял сознание. Со сцены артиста унесли на руках…

ПИАНИНО И БОКСЕРСКАЯ ГРУША

Актерская судьба нашла Виталия сама: ему даже не пришлось ехать из далекой Читы в Москву, чтобы поступить в театральный. В 1959 году, когда он закончил школу, Щепкинское училище набирало курс в его родном городе. За несколько лет до этого старший брат Юрий поступил в то же училище, а после окончания стал работать в Малом театре. Виталий тоже подумывал об актерской профессии, но если бы не выпавший шанс, он бы, возможно, выбрал другой путь.

Родители видели Виталия пианистом и отдали в музыкальную школу, где он пять лет играл гаммы и разучивал пьесы. Мальчик с первого дня всей душой возненавидел фортепиано и мечтал только о том, что оно сгорит в пожаре или развалится на части от старости. В конце концов, родители осознали, что Рахманинова из сына не получится, и разрешили бросить музыкальную школу.

Это был самый счастливый день в его жизни. Теперь он мог делать все, что захочет! Виталий поочередно записывался во все секции и кружки родной Читы, ему хотелось попробовать как можно больше разных занятий. Задержался только в секции бокса. Настоящий мужской спорт пришелся подростку по душе, и он с остервенением боксировал по груше. Вот только ударить человека во время боя для него оказалось проблемой.

«БОЛЬШЕ НЕ ЖЕНЮСЬ!»

Виталий начал выходить на сцену еще в студенчестве и нисколько не тушевался рядом с признанными «зубрами» Малого театра. Актерский талант сразу заговорил в нем в полную силу. Соломин и в кино снимался, хотя руководство вуза этого не одобряло. Бегал на съемки тайком, играл в массовке и эпизодах: старался набраться опыта.

Невероятно обаятельный, высокий, с неотразимой улыбкой, Виталий смог покорить даже признанную красавицу Малого театра Наталью Рудную. Влюбленные решили долго не ждать и через пару месяцев отправились в загс. Соломин думал, что совместная жизнь — это уют, вкусные обеды, вечера вдвоем… Но у жены были другие представления о семейном быте. Начинающая актриса пропадала на съемках, любила шумные компании. Молодой муж надеялся, что со временем все изменится, даже купил кооперативную квартиру на первые крупные гонорары за фильмы. Уютного гнезда не получилось: Виталий узнал, что у жены появился другой мужчина. Не говоря ни слова, он собрал чемодан и ушел. Не стал даже претендовать на квартиру — имущественные дрязги считал ниже своего достоинства.

После этого Соломин дал себе зарок больше не жениться и все силы направил на актерскую карьеру. А она потихоньку двигалась в гору. Первая слава пришла к нему после фильма «Женщины», где он сыграл романтичного влюбленного юношу. Потом было много других ролей, но особенно запомнились зрителям «Летучая мышь», «Зимняя вишня» и, конечно, знаменитый цикл о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона.

ВЛЮБИТЬСЯ В АНГЕЛА

Режиссеры работали с Виталием с удовольствием, только один раз его сняли с роли — в фильме «Городской романс».

Виталий попал на съемки этой картины благодаря актрисе, игравшей главную героиню. Когда режиссер Петр Тодоровский спросил, кого бы она хотела видеть своим партнером, та сразу назвала Виталия Соломина. На самом деле Маша Леонидова даже не была профессиональной актрисой. В кино она попала в буквальном смысле с улицы: ассистентка Тодоровского подошла к ней и пригласила на съемки «Городского романса». Студентка текстильного института сразу покорила режиссера — он заявил, что будет снимать только ее.

После свадьбы Виталий поставил молодой жене условие: «В кино не сниматься!»

Виталий влюбился в Марию Леонидову с первого взгляда, да и невозможно было не потерять голову от этого юного ангела с огромными наивными глазами. Он надеялся, что за время съемок они смогут узнать друг друга поближе, но… Ему объявили, что он не подходит для этой неоднозначной роли, слишком положительная внешность. Соломин понимал, что неопытная красавица, только что попавшая в мир кино, — это легкая добыча для искушенных сердцеедов. У самого Соломина намерения были самые серьезные. «Я сразу понял, что такую, как она, больше никогда не встречу», — признавался впоследствии актер.

Он начал атаку: цветы, рестораны, признания, стихи и песни под гитару. Устоять она не смогла. А как же быть с зароком больше не жениться? Виталий решил внести в него поправку — не жениться на актрисе. Маше сразу сказал: если хочешь быть со мной, забудь об актерской карьере. Та согласилась.

Соломин обожал свою жену: она подарила ему душевное тепло, семейный уют и двух замечательных дочек. При этом Виталий был ревнив. Однажды он ударил пылкого кавказца, который говорил его супруге слишком фривольные комплименты. В другой раз чуть не набросился на Александра Абдулова — ему показалось, что его поцелуй после банкета был не совсем дружеским. А однажды, когда Мария пришла домой позже обещанного, просто не пустил ее ночевать.

Мария никогда не жалела, что выбрала обыкновенное женское счастье. Характер у мужа был непростой, но она принимала и любила его таким, какой он есть. Нет, он никогда не обижал ее, даже не повышал голос. Но у Соломина часто наступали периоды погруженности в себя, когда он неделями отчужденно молчал, готовясь к новой роли, и предавался размышлениям.

Его коллеги тоже знали об этой особенности и не обижались. Если он проходил мимо, не отвечая на приветствия, значит, снова ушел в свои мысли. Зато когда Виталий «возвращался», начинался настоящий праздник. Он мог повести труппу в ресторан, купить всем дамам цветы, заказать фейерверк. Однажды устроил Новый год… в апреле. В Малом театре до сих пор вспоминают этот феерический праздник.

ПОСЛЕДНИЙ СПЕКТАКЛЬ

В конце 1980-х годов у актера впервые в жизни наступил период застоя. Ролей не предлагали ни в кино, ни в театре. В такие моменты даже семейное благополучие не могло компенсировать ощущение ненужности. К счастью, этот период продлился недолго. Знаменитая «Зимняя вишня» получила два продолжения, появились и другие фильмы, где требовался талант Виталия Соломина.

Работы было много: съемки, спектакли, преподавание во ВГИКе. Виталий занимался любимым делом, не обращая внимания на тревожные симптомы: у него все чаще болела голова, отдавая в виски, поднималось давление. В апреле 2002 года, прямо на сцене, 60-летнего актера сразил инсульт. Артист целый месяц находился между жизнью и смертью, то впадая в кому, то снова приходя в сознание. Жена и дочери до последнего момента не теряли надежды, что он выкарабкается. Чуда не случилось…

ДАРЬЯ БИОГРАФИЯ, Лина ФИЛИМОНОВА

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Subscribe to RSS Feed Следите за мной на Twitter!