Великолепная троица. Что осталось за кадром?

Трус, Бывалый и Балбес. Знакомые лица на экране, имена актеров в титрах, их жизненные пути воспринимались зрителем как единое целое. Однако в реальной жизни артисты практически не общались. Что же между ними произошло?

Режиссера Леонида Гайдая, пригласившего Георгия Вицина, Евгения Моргунова и Юрия Никулина сняться в ролях героев-масок — Труса, Бывалого и Балбеса, можно назвать «крестным отцом» звездного трио. Первым был короткометражный фильм «Пес Барбос и необычный кросс». Веселая троица мелких правонарушителей так понравилась зрителю, что через несколько месяцев Гайдай снял с их участием еще одно «несерьезное» кино — «Самогонщики». Снова успех.

ОДНА СЛАВА НА ТРОИХ

Образы героев попали, что называется, в яблочко и прославили их исполнителей. Зрители даже стали сочинять про них небылицы — мол, пьют так же, как и в кадре, — без удержу, всегда на троих. И поселились в одном доме, чтобы далеко друг к другу не бегать, и жен своих спаивают. Удивительно, но это была отнюдь не отрицательная характеристика, хотя в ней не звучало и слова правды.

Поначалу Вицин, Моргунов и Никулин действительно находились в приятельских отношениях, ведь они много работали вместе. В 1965-м Эльдар Рязанов решил использовать троицу в эпизоде своего фильма «Дайте жалобную книгу», а Гайдай снял с ее участием комедию «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». В том же году Трус, Бывалый и Балбес развлекали зрителей в роли скрипачей в «Голубом огоньке», что означало высшую степень признания. В «Сказках русского леса» (1966 г.) троица сыграла браконьеров, а затем появилась последний раз на экране в самом популярном фильме со своим участием — «Кавказской пленнице» Гайдая. Формально герои-маски мелькают в эпизодах фильмов «Семь стариков и одна девушка» (1968 г.), «Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика» (1977 г.) и «Комедия давно минувших дней» (1980 г.), но их былая слава уже померкла. Разошлись и пути актеров.

ЗНАМЕНИТЫЙ БАЛБЕС

Самым известным из троицы, обласканным властью и зрителем актером был Юрий Никулин. Удивительно, но поначалу он даже отказался сниматься в «Кавказской пленнице», потому что всерьез считал: после глубоких драматических ролей он перерос образ Балбеса. Гайдай еле уговорил его, позволив импровизировать в кадре и пообещав за каждую удачную актерскую находку выдавать шампанское.

Своей настоящей работой Никулин всегда считал цирк, а кино — это так, хобби. Ведь когда-то и на актерский факультет абитуриента Никулина-фронтовика не взяли как профнепригодного. Ему удалось доказать, насколько приемная комиссия ошиблась, хотя признание и пришло к нему лишь после сорока лет.

Клоунада была стилем — жизни Никулина. И не как природная тяга к дурачеству, а как осознанный выбор. Ведь с детства Юрий видел много горя и боли: голод, смерть близких, предательство… Он искренне считал, что хороший юмор помогает людям жить. Сам идеально вписывался в любую компанию: мог и тонкую шутку придумать, и скабрезный анекдот к месту ввернуть. За эту простоту, доброе отношение к людям его и любили все или почти все. В мире шоу-бизнеса — цирковом, актерском — находились и те, кто готов был и.открыто проклинать его, и всадить нож ему в спину.

В рядах врагов оказались бывшие коллеги — клоун Олег Попов и Евгений Моргунов. Первый заимствовал у него репризы, а после эмиграции сам же поливал Никулина грязью во всех интервью. Второй не смог простить актеру Госпремию РСФСР: «Нам с Вициным ничего не дали, а все потому, что свою Госпремию Никулин выклянчил в Министерстве культуры!»

Это «выклянчил» задело Юрия Владимировича, но он как интеллигентный человек отвечать не стал. Тогда Моргунов придумал шутку: надел депутатский значок и встал перед цирком на Цветном бульваре, которым руководил Никулин. Всем прохожим он объявлял, что проходит акция и можно сейчас же получить квартиру у директора цирка. В кабинет Никулина народ повалил валом. Когда он выяснил, в чем дело, велел навсегда закрыть двери цирка перед Моргуновым: «У нас тут и своих клоунов хватает!» Говорят, тот быстро опомнился и даже просил прощения. Никулин зла на него не держал, однако приятельствовать отказался. Больше их ничего не связывало — совместная работа осталась в прошлом, и вспоминать о ней Юрий Владимирович не любил.

Из знаменитой троицы Балбес ушел из жизни первым — в 1997 году. Артиста провожали пышно, всем миром. На его могиле на Новодевичьем кладбище Москвы установлена красивая скульптурная композиция.

И все же образ Балбеса в каком-то смысле сузил Никулину кинокарьеру. Юрий Владимирович видел себя трагикомическим актером, мечтал сыграть серьезную психологическую роль, но клеймо хулигана и самогонщика не позволяло. «Публика видела во мне Балбеса, и я публике подыгрывал, — признавался Никулин. — Я не считал Балбеса отрицательным героем, я его любил: странного, неунывающего, добродушного. Когда предлагали играть предателей или шпионов, я отказывался…»

НЕВЫНОСИМЫЙ БЫВАЛЫЙ

Евгений Моргунов умудрился поссориться не только с Никулиным, но и с самим Гайдаем, причем прямо во время съемок «Кавказской пленницы». Работали в Крыму, на жаре, осталось всего несколько последних эпизодов. Моргунова нигде не могли найти. Наконец, он заявился на съемочную площадку с гитарой, в компании молоденькой поклонницы. Разозленный Гайдай тут же распорядился, чтобы посторонние покинули территорию. В ответ Моргунов схватил режиссера за грудки и завопил: «Гайдай, ты перестал мышей ловить! Пусть тогда и жена Никулина убирается!» Леонид Иович хоть и уступал Моргунову физически, но лидерского духа не потерял. Он схватил сценарий и вычеркнул все сцены с участием артиста: «Свободен! У меня ты больше не снимаешься!» Тому не оставалось ничего, кроме как собрать чемодан и уехать в Москву. Последнюю сцену пленения Нины с участием Бывалого исполнил дублер.

«Кавказская пленница» стала лучшей комедией, где снялась троица Вицин-Никулин-Моргунов.

Неприязнь Моргунова к режиссеру имела и финансовый подтекст: актеру платили всего 25 рублей за съемочный день, Вицину 40, а Никулину целых 50! Несправедливо и обидно. Впрочем, кто-то считал обостренное чувство справедливости Моргунова исключительно его дурным характером: артист был невоздержан на язык и часто ссорился с коллегами. А причина крылась в заболевании актера: он страдал сахарным диабетом, из-за чего часто был в раздраженном состоянии.

Моргунов всегда и во всем чувствовал себя ущемленным: его не приглашали сниматься, не давали интересных ролей, не просили автографов, а у Никулина всего этого было вдоволь. Хотя стоит заметить, что у первого в кинокарьере 68 ролей, а у второго почти вдвое меньше.

Зарабатывать на жизнь Моргунову пришлось гастролями. И он пытался отыграться по-мелкому. На футбол всегда ходил без билета — контролеры его узнавали и пропускали. Актер умудрялся с собой бесплатно провести еще кого-то из приятелей. Если ехал на гастроли, то бронировал гостиницу на троих: «Со мной в номере еще Никулин и Вицин!» Никто же не проверял. А Моргунов наслаждался просторным номером и баром. Мог позвонить какому-нибудь чиновнику и выпросить для себя спецпаек. Пользовался своей популярностью направо и налево, а внутри таил злость.

Друг Моргунова рассказывал такую историю. Когда высокопоставленный чиновник лишил Евгения роли, тот взял свой старенький фотоаппарат и по пожарной лестнице пробрался к окну квартиры обидчика. Тот как раз предавался любовным утехам с молоденькой актрисой. На следующий день Моргунов заявился в кабинет чиновника с фотографиями и… получил роль. Сложно представить человека с комплекцией Моргунова, карабкающегося по пожарной лестнице, но его репутации «грозы всех и вся» этот анекдот служил исправно.

Судьбой актер обласкан не был: после Бывалого ни одной хорошей роли не получил, «народного артиста» ему не дали (в отличие от Вицина и Никулина), слава поблекла, а уважения он так и не заслужил. После гибели младшего сына Николая Евгений Александрович слег с инфарктом, затем с инсультом. Он страдал от болезни ног, но отказывался их ампутировать и на концертах выходил к зрителю в тапочках. Бывалый покинул этот мир через 2 года после Балбеса, в 1999 году — бедным и почти забытым. На похоронах присутствовали только самые близкие, а деньги на скромный и безликий могильный камень собирали буквально по копейке. Актер покоится на Кунцевском кладбище Москвы.

ХРАБРЫЙ ТРУС

К моменту образования легендарной троицы Георгий Вицин был самым старшим из актеров, хотя его герой выглядел более молодым. Алкоголем и сигаретами Вицин «баловался» только перед камерой. В жизни он вредных привычек не имел, увлекался здоровым образом жизни и правильным питанием. Мяса не употреблял, лекарств не признавал. По признанию близких, актер прожил до 84 лет, не болея ни разу даже насморком. Во время съемок «Кавказской пленницы» Вицин наотрез отказывался выпивать кружку пива — требовал, чтобы ему налили отвар шиповника. Одна, вторая, пятая — не получается кадр. Тут все поняли, в чем дело: пены-то нет! И Гайдай уговорами и угрозами заставил трезвенника Вицина осушить кружку пенного. Что было дальше, история умалчивает.

Образ тщедушного хлюпика Труса прочно приклеился к актеру. Однако в реальности Георгию Михайловичу эта черта была несвойственна. Среди коллег ходило много баек про отшельника Вицина, и помимо тех, что он на банкете не пьет алкоголя, есть история о его смелости. Одна из сцен фильма «Она вас любит» снималась в зоопарке с живым львом. Неожиданно животное изменило траекторию движения и подбежало к сценаристу. Вся съемочная площадка бросилась врассыпную, и только Вицин подошел к льву, погладил его и сказал: «Не бойтесь, львы любят смелых!» — после чего животное лениво зевнуло и направилось в клетку.

И никакой звездной болезни — наоборот, артист был чрезвычайно стеснительным и замкнутым. Внимания к своей персоне не переносил, журналистов к себе не подпускал: «Нечего мозолить глаза народу!» Рассказывают, как однажды он в своем сером плаще и неизменной надвинутой на глаза кепочке стоял в длинной очереди за каким-то деликатесом. Его узнали, предложили пройти без очереди. «Я не Георгий Вицин, я его брат!» — сопротивлялся актер. На что ему ответили: «Мужик, у тебя такой гениальный брат, что и тебя мы вперед пропустим!»

Во время съемок «Кавказкой пленницы» Вицин ни с кем особо не контактировал. Иногда в перерыве его можно было увидеть где-нибудь в укромном уголке стоящим на голове. У актера было непопулярное в СССР хобби — йога. «Живи незаметно» — было его жизненным девизом. Возможно поэтому ни с Никулиным, ни с уважавшим его Моргуновым Георгий Вицин после распада трио общаться не стремился.

Впрочем, коллеги-актеры уверяют: на самом деле сторонником строгих этических норм Вицин был не всегда. В молодости он отбил жену у своего учителя Николая Хмелева, народного артиста. Но женился на другой — своей гримерше. В редких интервью его супруга жаловалась, что Георгий был большим охотником до женского пола и изменял ей. Верится с трудом. Ведь во время съемок фильма «Женитьба Бальзаминова» секс-символ тех лет Нонна Мордюкова на спор пыталась соблазнить Вицина, однако у нее ничего не вышло. «Да ты не мужик, ты труп!» — обиделась нахрапистая красотка.

Вицин презрительно относился ко всему житейскому — наградам, деньгам, квадратным метрам. Ютился с женой и дочкой в коммуналке, пока правительство не предложило ему переехать в просторную 3-комнатную квартиру. В тяжелые времена коллеги выбили для него спецпаек, но Вицин категорически отказался: мол, нам на жизнь хватает. У него действительно были очень маленькие запросы — и домашних приучил к минимализму и скромности. Единственной статьей расхода для Вицина был корм: кости для Дворовых псов и хлеб для птиц.

Собак и голубей Георгий Михайлович обожал! Кормил их каждый день в одно и то же время, а они ждали своего благодетеля и были преданы ему всей душой. Наверное, чувствовали — человек хороший. Животных ведь не обманешь. Бездомные хвостатые провожали Вицина и в последний путь, заменив собой толпу поклонников и коллег.

Причина ухода актера трагична. В 2001 году его госпитализировали с воспалением легких, причем предлагали лучшую клинику в столице — но он отказался, лег в общую палату на 6 человек. Георгия Михайловича пичкали лекарствами, ингаляциями, кормили куриным супом и котлетами — и его привыкший к другому питанию организм не выдержал… Похоронили звезду советского кино на Ваганьковском кладбище Москвы.

ДАРЬЯ БИОГРАФИЯ, Марина СОБОЛЕВА

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Subscribe to RSS Feed Следите за мной на Twitter!