В погоне за модой

В погоне за модойСегодня полки магазинов изобилуют одеждой, тканями, косметикой на любой вкус. А как удавалось быть модными советским женщинам во времена тотального дефицита?

Скромные учителя и библиотекари, доярки и продавщицы, работницы фабрик и заводов… Они были куда большими кудесницами, чем далекая и недоступная госпожа Шанель. Ведь талантливой француженке слово «дефицит» было неведомо, а они умудрялись создавать неповторимые образы из того, что оказывалось под рукой.

ИЗ ЗОЛУШКИ — В ПРИНЦЕССЫ

Мода в СССР подстраивалась под условия дефицита и «железного занавеса». Это сейчас иностранные журналы о моде и стиле есть в каждом киоске. А раньше настоящим чудом было полистать такой печатный привет из-за границы — ради этого ехали на другой конец города к «подруге, у которой есть подруга, подруга которой достала (к примеру) каталог «Отто»».

Для нынешнего поколения это звучит смешно, но тогда это был шанс превратиться из Золушки в принцессу, переведя через кальку модный силуэт и самостоятельно сшив нечто подобное.

1960-е годы. «ИСКУССТВЕННЫЙ ШИК»

Людмила Гурченко в «Карнавальной ночи» — яркий пример стиля начала 1960-х годов: мягкий силуэт, удлиненная пышная юбка, осиная талия, обувь на изящных каблучках. Макияж естественный, сама женственность и нежность! Но уже в середине десятилетия приобрели актуальность свитера, джемперы, жакеты, плиссированные юбки и платья рубашечного покроя. Мохер, кримплен, нейлон, гипюр — помните, модницы 1960-х? Плащи из болоньи — коричневые, синие, хаки, с косынкой или беретом из этой же ткани были практически «униформой» советского человека. А мохеровый шарф? Страшный дефицит и признак состоятельности!

Писком моды в тот период было все искусственное. У мужчин — нейлоновые рубашки, у женщин — блузки из этого же материала с оборками и кружевами. Счастливчики щеголяли в гипюровых манишках производства ГДР или водолазках. Образ модного молодого человека 1960-х годов — узкие брюки-дудочки и белая нейлоновая рубашка, а девушки — черный обтягивающий свитер, облегающая юбка и туфли на аккуратной шпильке.

«Искусственная» мода коснулась и причесок. Стали популярны парики и шиньоны: в каждом семейном альбоме найдутся фотографии, с которых строго глядит дама с внушительной халой — накладной косой. И уж наверняка у многих в шкафу еще висит кримпленовое платье — яркое, с аляповатым цветочным рисунком. Эта ткань считалась престижной, оттого и цены на нее «кусались» — 35 руб. за метр (при средней зарплате 90 руб.).

А в конце десятилетия в моду вошло мини и женские брючные костюмы — вспоминаем модный показ в комедии «Бриллиантовая рука».

1970-е годы. СПЛОШНОЙ КЛЕШ!

Судить о моде тех лет можно по фильмам «Иван Васильевич…», «Ирония судьбы, или С легким паром!» и «Служебный роман». Макияж — как у Верочки, секретарши «мымры»: брови-ниточки, светло-голубые тени, помада с эффектом блеска, ресницы подкрашены тушью-«плевалкой».

Верочкин лексикон украшали слова «батничек», «блайзер», «шузы». А сама она претендовала на звание «иконы стиля». «Оклад у нее секретарский, а туалеты — сплошь заграничные. Как это ей удается?» — недоумевал Новосельцев. Многих выручало умение шить и вязать.

«Стандартный» гардероб модницы — облегающие икры сапоги-чулки, водолазка, брюки клеш, цветное платье. Мини-юбки остались, но изменили силуэт с прямого на расклешенный.

Было и другое направление в моде — яркие расклешенные брюки или джинсы, приталенные рубашки навыпуск, фенечки. А джинсы клеш с машинной вышивкой и заклепками!.. Предел мечтаний — фирменные джинсы Lee, Levi’s, Wrangler.

С середины 1970-х годов стали носить юбки, сарафаны, куртки и жилетки из джинсовки. Все это можно было достать только у фарцовщиков. В магазины иногда «выбрасывали» мизерную партию «второсортной» индийской или болгарской «джинсы», но и их приобрести считалось большой удачей. За ними выстраивались огромные очереди.

1980-е годы. ЯРКОЙ ЭКСТРЕМАЛЬНО

Моду того времени можно увидеть в фильме «Самая обаятельная и привлекательная». И не только моду — дух времени в целом. Как ошарашены были сослуживцы Нади Клюевой, когда она пришла на работу в джинсах! Их же было не достать!

«А джинсы чьи? Индия?

— Ты что, с Урала? Разве не видно по коттону и по лейблу?»

Да, лейблы были в почете. Дефицит — это явление во многом определяло стиль одежды. К примеру, в начале 1980-х годов были популярны брюки-«бананы» с оборкой внизу и майки с яркими надписями. С середины десятилетия в тренде варенки. Нынешнему поколению, наверное, сложно поверить, что варили джинсы дома: завязывали ниточками узелки на ткани, добавляли в воду хлорку и кипятили. Зато таких больше ни у кого не было — узор не повторялся. Настоящим писком моды считался рукав «летучая мышь», шапки-«трубы» у девушек и шапки-«петушки» у молодых людей.

Позже стали носить широкие лаковые ремни, подкладные плечики, черные лосины. Шерстяные гетры в полоску ввела в повседневный обиход аэробика, многие ею тогда занимались. Очень популярны были пластмассовые украшения: цветные браслеты, клипсы, бусы. А юноши носили огромные значки рок-групп.

В прическах — мелированные пряди, химическая завивка (химия), начесы. Нередко дефицитный лак для волос «Прелесть» заменяли сладкой водичкой, кефиром или пивом — русская смекалка! Макияж — по принципу «чем ярче — тем лучше». Вместо румян наносили на скулы помаду с перламутром.

Молодежь сходила с ума по Татьяне Овсиенко («Мираж»), Виктору Салтыкову («Форум»), группе «Ласковый май», копируя их стиль — прически с начесом, черные рубашки с воротничком-стойкой, варенки, джинсовые мини-юбки.

Появились неформальные движения — рокеры, панки, металлисты, а вместе с ними в моду вошли кожаные куртки с заклепками, перчатки без пальцев, обилие значков, цепочек и прочего металла.

1990-е годы. КТО ВО ЧТО ГОРАЗД!

Бесшабашный, яркий и немного сумасшедший — это стиль 1990-х годов. Яркие лосины, спортивные костюмы «Адидас», джинсы «мальвины» и «пирамиды», вязаные свитера с надписью Boys, кофты из ангоры. А еще — удлиненные майки с рисунком Микки Мауса, резиновые или пластиковые туфли-«мыльницы» и кроссовки. Платья канули в Лету — торжествует стиль унисекс!

По-прежнему в большом почете джинсовая ткань — из нее шили шорты, юбки, рубашки. Не меньшей популярностью пользовалась и кожа — кто не помнит косухи, кожаные штаны и жилеты с обилием замков и заклепок?

А в середине 1990-х годов признаком успешности мужчины стал пресловутый малиновый пиджак — атрибут нового русского. Менее удачливые носили свитера с орнаментом и спортивные костюмы.

Бананам пришли на смену брюки клеш. Популярные тогда певцы из группы «На-На» выступали как раз в таких — плюс повязки на голову (также примета времени).

Макияж стал еще более броским: коричневый карандаш для губ, светлая помада, зеленая или фиолетовая тушь для ресниц, синие тени, подводка для глаз с блестками — решится ли сейчас кто-нибудь нанести такой «боевой раскрас» перед выходом в люди? Самые «крутые» красили отдельные пряди волос в невероятные цвета — синие, розовые, фиолетовые, зеленые. Челки начесывали, «ставили» набок и заливали лаком.

Вот такой она была — советская мода. Наверное, сейчас эти вещи кому-то кажутся смешными. Но это золотое время чьей-то молодости, а в юности — все особенное и прекрасное.

ДАРЬЯ БИОГРАФИЯ, Елена ЛУКЬЯНОВА

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Subscribe to RSS Feed Следите за мной на Twitter!