В бой идут одни «старики». Фильм о поющей эскадрилье

В бой идут одни «старики». Фильм о поющей эскадрильеВо время Великой Отечественной войны из-за страшных потерь новых летчиков обучали по ускоренной программе — и сразу посылали на фронт. Жалея молодое пополнение, «старики» не сразу отправляли их в бой, хотя им самим было чуть больше двадцати…

Родившийся в Донецкой области Леонид Быков с детства мечтал о небе. В 1945 году он даже успел недолго поучиться в ленинградской спецшколе для летчиков, но ее расформировали из-за окончания войны. Позже, уже сыграв принесшего ему славу Максима Перепелицу, Леонид говорил друзьям, что мечтает снять кино о военных летчиках. Однако на «Ленфильме» Быкову разрешили поставить только незатейливую комедию «Зайчик», а «Хронику пикирующего бомбардировщика» доверили Науму Бирману. Некоторые коллеги по цеху намекали Быкову, что лучше бы он оставался актером и не замахивался на большее.

МАХНУЛ, НЕ ГЛЯДЯ

Неожиданно поступило предложение с Киностудии им. Довженко. Киевляне решили переманить из Северной столицы «национальные кадры», пообещав Быкову полную свободу действий как режиссеру. Своих обещаний руководство студии не выполнило: оказалось, там просто недоставало конъюнктурных лент, и они ожидали, что Леонид возьмется за фильмы о передовиках производства. А он хотел снимать совсем другое кино…

Замысел картины «В бой идут одни «старики»» родился у Быкова после юбилея 5-го Гвардейского авиационного полка. Из общения с летчиками-ветеранами сложились образы будущих героев. Прототипом лейтенанта Кузнечика и Маэстро Титаренко стал дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Виталий Иванович Попков. Первый орден Героя он получил в двадцать один год в сентябре 1943 года, сбив к этому времени 17 вражеских самолетов. А в мае 1942 года Попков был еще зеленым лейтенантом, только что окончившим школу военных пилотов, и имел прозвище Кузнечик. Позже, когда он стал командиром эскадрильи и по поручению политрука создал музыкальный ансамбль, Попкова начали уважительно именовать Маэстро. Эпизод, где на горящем вражеском «мессершмитте» Титаренко еле дотянул до линии фронта и с кулаками доказывал пехотинцам, что он свой, тоже взят из военной биографии Попкова. Нотный стан на фюзеляже истребителя Титаренко — не фантазия: такой же красовался на штурмовике Ил-2 Героя Советского Союза Василия Емельяненко.

Тем не менее сценарий не утвердили, посчитали нереальным — мол, не могло быть поющих эскадрилий в самый разгар войны! И никакие доводы, что фильм основан на реальных событиях и такая эскадрилья принимала участие в боях за освобождение Украины от фашистских захватчиков, на чиновников от кино не действовали. Быков был на грани второго инфаркта: шесть лет простоя, а мечта так и не осуществилась. И ведь он знал, что сценарий хорош: на встречах со зрителями отрывки из истории о поющих летчиках шли на ура… Но вскоре на студию стали приходить восторженные письма от заслуженных ветеранов, и фильм запустили в работу.

ОТ ВИНТА!

Самой серьезной проблемой для постановщиков стали самолеты: к началу 1970-х годов не осталось ни штурмовиков, ни истребителей времен войны. На помощь пришел знаменитый летчик-ас Александр Покрышкин, в то время председатель ДОСААФ. Он распорядился выделить для съемок четыре учебно-тренировочных истребителя и чехословацкий спортивный самолет, отдаленно напоминающий «мессершмитт». Правда, машины пришлось перекрасить и слегка переделать. Пилотировали их летчики ДОСААФ, а «аэродромом» стал большой луг в Черниговской области.

Главную роль командира эскадрильи капитана Титаренко сыграл сам Леонид Быков. Наконец-то он летал на военных самолетах: настоящий пилот сидел в первой кабине, а во второй, самостоятельно включая закрепленную камеру, «работал на объектив» Быков. После нескольких дублей самолет садился, чтобы перезарядить пленку, и вновь взмывал в небо.

На роль старшего лейтенанта Скворцова Быков вначале хотел пригласить Леонида Филатова, но затем отдал ее Владимиру Талашко. Лейтенанта Кузнечика мог сыграть Владимир Конкин, однако он был занят на съемках фильма «Как закалялась сталь». Молодой актер Сергей Иванов сам напросился на эту роль, сказав, что в восторге от сценария.

Рустам Сагдуллаев оказался однофамильцем своего героя — Ромео. Его возлюбленную Машу сыграла юная студентка Щукинского училища Евгения Симонова — это была ее первая роль в кино, и актриса считает Быкова своим «крестным отцом» в профессии. История любви летчика-узбека и русской девушки — тоже подлинная и окончилась так же трагически.

Сергею Подгорному, сыгравшему Смуглянку, роль досталась случайно. Утвержденный на нее актер не смог участвовать в съемках, и тут на глаза Быкову попался чернобровый красавец, студент Киевского театрального института. Быков тут же приказал ему учить роль.

С кандидатурой на роль механика Макарыча возникли проблемы. Худсовет не хотел утверждать Алексея Смирнова, считая, что он ассоциируется с алкоголиком и тунеядцем Федей из «Операции «Ы»». Мало кто знал, что Смирнов прошел всю войну, был разведчиком, имел ордена и медали. Быков, как мог, отстаивал друга, и все-таки сделал кинопробу — эпизод из конца фильма у могилы летчицы Маши. Смирнов говорил даже не совсем то, что было написано в сценарии, но как он говорил, как плакал! После просмотра этого материала у Госкомиссии больше не осталось возражений.

Интересно, что в фильм вошли именно кадры тех проб. Когда подошло время снимать эпизод начисто, Смирнов сказал, что не сможет это повторить, просто умрет. И друг его понял…

СЕРДЦЕ ПРОСИТ МУЗЫКИ

«Кто сказал, что надо бросить песни на войне? / После боя сердце просит музыки вдвойне!» Эти слова из фильма — истинная правда. По фронтам с концертами ездили артисты, и сами воины собирали ансамбли. Песня помогала воевать и выживать. В фильме ансамбль Титаренко исполняет несколько песен, но лейтмотивом картины стала «Смуглянка». Впервые она была исполнена Краснознаменным хором А.В. Александрова в 1944 году, однако всенародную популярность обрела только после выхода на большой экран «В бой идут одни «старики»».

На премьерном показе присутствовали заслуженные летчики-ветераны, зал аплодировал стоя, а Покрышкин сказал: «Все снято так, как было на войне…» Но один из чиновников Минкультуры Украины настаивал на запрете фильма: слишком легковесно для военной ленты, слишком много музыки, танцев и недостаточно роли партии. «Стариков…» чуть не отправили на полку… Быков был в отчаянии. Чтобы снять запрет, понадобился авторитет главнокомандующего ВВС СССР, который, просмотрев ленту, сказал: «Ну, и какой идиот не выпускает этот фильм?»

На Всесоюзном кинофестивале в Баку Леонид Быков получил первый приз за лучшую мужскую роль, картина завоевала другие награды и любовь зрителей. Это был последний большой успех режиссера: через пять лет после премьеры своего лучшего фильма он погиб в автокатастрофе под Киевом. В одной из записок Быков завещал похоронить его молча, без траурных церемоний, только спеть над могилой «Смуглянку»…

ДАРЬЯ БИОГРАФИЯ, Татьяна ОСИПЦОВАИ

КИНОЦИТАТА

***

— От полетов отстранить. Сто грамм не давать. Назначить дежурным, вечным дежурным по аэродрому!

***

— Летать не умеют, стрелять тоже пока не умеют. Но орлы!..

***

— Все преходяще, а музыка — вечна.

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Subscribe to RSS Feed Следите за мной на Twitter!