Страсти по «Афоне»

Режиссер Георгий Данелия в 1970-е годы переживал творческий подъем: он нащупал тему, близкую каждому советскому человеку и в то же время абсолютно проходную сточки зрения цензуры. Жизнь маленького советского человека с его радостями, горестями и проблемами. Жанр также был выбран удачно: лирическая философская комедия.

Путь «Афони» на экран и к сердцам зрителей начался с того, что Александр Бородянский, молодой сценарист, выпускник ВГИКа, пришел к Георгию Данелии со своим сценарием, который в 1973 году стал его дипломной работой. Текст назывался «Про Борщова, слесаря — сантехника ЖЭКа №2». Он победил в конкурсе сценариев. Но тем не менее его никто не хотел экранизировать.

Не обличение, а сочувствие

Данелия сразу понял: в истории незадачливого пьяницы и бездельника что-то есть. Режиссер не имел привычки отдавать сценарий на откуп сценаристу. Он всегда работал над ним вместе с автором — долго и скрупулезно. Только перо Георгия Николаевича оказывалось способно придать тексту оттенок легкой грусти и иронии.

Бородянский и Данелия засели за сценарий, который сразу переименовали в «Афоню». Изначально произведение имело другую цель: повергнуть критике пьяницу и бездельника слесаря-сантехника Афанасия Борщова. В такой творческой задаче в советское время не было ничего удивительного. Оригинальность сценария состояла в том, что автор обличал язвы общества в иронической, остроумной форме.

В авторской версии Афоня в конце был жестоко наказан: он оказывался у разбитого корыта. По просьбе Данелии Бородянский сменил концовку на более оптимистичную: к Афоне приезжает любимая девушка, которую, ему думалось, он потерял навсегда.

Серьезной проблемой стал выбор актера на главную роль. Кого только не пробовали! И поляка Даниэля Ольбрыхского, и советских актеров Георгия Буркова, Николая Караченцева, Владимира Высоцкого. Но Бурков выглядел как «уж слишком пьяница». У Караченцева была чересчур большая щель между зубами: как такая улыбка может обаять юную девушку? Ольбрыхский излучал западный лоск: какой из него водопроводчик? Высоцкий был слишком серьезен: в том, кому предстояло стать совестью народа, не ощущалось теплой иронии.

Остановились на Леониде Куравлеве, обаятельно сдержанная манера которого подходила больше всего. Тем более он не раз выступал в роли простого рабочего паренька.

Только Симонова!

Следующая проблема возникла с подбором актрисы на роль героини — юной Кати. Хотели взять Анну Каменкову. Но Данелии приглянулась Евгения Симонова, студентка театрального училища имени Щукина. Исходил от нее какой-то романтический свет. Но Симонова подписала договор о съемках в картине «Пропавшая экспедиция», которые уже начались в Башкирии. А «Афоню» снимали в Ярославле.

Что делать? Данелия уперся — никого не хотел снимать, кроме Симоновой. Тогда уладить ситуацию взялся директор картины Александр Яблочкин. Правда, он не понимал, что Данелия нашел в этой вроде бы совершенно заурядной девице. Все спрашивал, что в ней особенного. Режиссер злился. Сравнивал миловидную актрису с лучом света в темном царстве. Яблочкин вздыхал. Опытный человек, он отлично знал, до какого предела можно перечить Данелии. После долгих обсуждений Александр Яблочкин сказал: «Будет тебе твоя Катя».

Директор картины улетел в Башкирию. Он очень скоро вернулся оттуда. И не один, а с Женей Симоновой и ее мамой. Он фактически выкрал артистку прямо со съемок. На следующий день в Ярославль пришла гневная телеграмма от директора «Пропавшей экспедиции». Какие только проклятия не сыпались на голову Яблочкина и Данелии! Но те и ухом не повели. Даже скандальный звонок с киностудии им. Горького как будто не подействовал на них.

Данелия все-таки поинтересовался у Яблочкина, под каким предлогом он увез Симонову. Александр Ефремович честно признался, что оставил записку: «Не волнуйтесь, через три дня будем. Ваш Яблочкин».

И все сцены с Женей сняли за три дня. Съемочная группа в течение этих дней работала фактически только на Симонову. Во всех сценах она должна была выглядеть юной и свежей, как майская роза. Ну и пришлось же гримерам потрудиться! Ведь Жене если и удавалось поспать, то только на заднем сиденье машины во время переездов или пока ставили свет.

Главной проблемой, которая возникла в те три дня, когда снимали Симонову, стала эротическая сцена. Напомним, что легкомысленный Афоня переспал с Катей и с легкостью о ней забыл — так ему думалось поначалу. Сантехник сам поначалу недооценил глубину своего чувства к девушке.

В советском кино эротические сцены сводились к разговору в постели пристойно одетых людей. Леонид Куравлев хорошо усвоил, что такое секс по-советски. Он отказался даже снять футболку. А под одеялом целомудренный артист лежал в брюках.

Перестарались с обаянием?

На роль подлеца Федула Данелия сразу же утвердил украинского актера Борислава Брондукова. Этот человек обладал характерной внешностью алкоголика, хотя в жизни не был замечен за страстью к спиртному. Во время съемок в ресторане он вышел покурить — швейцар не хотел пускать актера назад, думая, что в ресторан хочет проникнуть какой-то пьяница.

Для сцены на танцах требовалась живая музыка. Данелия, не лучшим образом знакомый с творчеством отечественных рок-групп, кинул клич — знакомые привели ему целых два модных коллектива. Одним из них была группа «Араке», выступление которой вошло в фильм. Они исполняли песенку «Мемуары». Второй оказалась тогда широко известная в узких кругах «Машина времени».

Данелия вспоминал Андрея Макаревича — худющего кудрявого парня. Участники «Машины времени» в кадр не попали. Но за кадром звучит их песня «Солнечный остров». Много лет спустя Макаревич признавался, что он написал ее, подражая стилю английской группы Led Zeppelin. Но кто тогда в советском кино об этом мог догадаться?

На танцах роль девицы с огромным бюстом сыграла актриса Татьяна Распутина. Она подходила по всем параметрам. Только вот бюст у нее был обычный. Что делать? Достали огромный бюстгальтер и засыпали его «до краев» манной крупой.

После выхода картины Георгий Данелия стал получать пачки писем от зрителей. В основном картину хвалили и благодарили режиссера за реалистичность образа Афони. Но пришло несколько посланий от несчастных жен пьяниц. Эти женщины не видели ничего обаятельного в алкоголиках. Постановщик понял: Афоня получился нереалистично обаятельным. Вот, как вспоминал об этом сам Георгий Николаевич: «Думаю, что мы даже слегка перестарались. Афоня в исполнении Куравлева получился настолько обаятельным, что на «Мосфильм» пришло немало возмущенных писем от жен пьющих особей. Особенно запомнилось одно, в нем дама из Омска спрашивала: «Товарищ режиссер, а вы сами когда-нибудь спали с пьяным сантехником?» В ответном письме я сознался, что не спал. Ни с пьяным, ни с трезвым».

Картина стала поистине народной — это показало время. Недовольны остались только некоторые критики. Они обратили внимание на искусственный хеппи-энд фильма. На самом деле встреча с Катей в изначальном сценарии картины Афоне приснилась. Но кто, кроме рецензентов, заметил неестественность финала?

СБОРНИК АФОРИЗМОВ

Фильм Георгия Данелии «Афоня» стал пятнадцатым по посещаемости за всю историю советского кинематографа. И самым кассовым в 1975 году. Многие фразы, произнесенные героями картины, стали поговорками. Например:

• «Товарищ, третьим будешь?»

• «Совести-то у меня — во! С прицепом! А времени нет».

• «Чувствуйте себя как дома! Да не забывайте, что в гостях!»

ТАЙНЫ СССР, Мария КОНЮКОВА

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Subscribe to RSS Feed Следите за мной на Twitter!