Служебный роман, покоривший страну

Почти 60 миллионов зрителей в 1978 году собрала в кинотеатрах страны комедия «Служебный роман». Люди часами стояли в очередях за билетами, чтобы посмотреть историю любви строгой начальницы и невзрачного статистика.

Фильм был снят по пьесе «Сослуживцы», одним из авторов которой являлся режиссер Эльдар Рязанов. Комедию поставили 134 театра страны. Сюжет о превращении типичных сотрудников в персонажей советской сказки подчеркивался первоначальным названием фильма «Сказка о руководящей Золушке».

Золушка, ставшая принцессой

На роль начальницы Людмилы Прокофьевны Калугиной Рязанов без проб утвердил актрису Ленинградского театра имени Ленсовета Алису Фрейндлих. По воспоминаниям режиссера, он готов был снимать Алису Бруновну и в своих прошлых фильмах — но в «Гусарской балладе» она выглядела слишком женственной для главной роли, а во время съемок комедии «Зигзаг удачи», где Рязанов видел в ней сборщицу членских взносов Алевтину, артистка ждала ребенка.

Сама Алиса Фрейндлих говорила, что роль Калугиной сразу понравилась ей тем, что она, по сути, играет двух женщин, превращаясь из строгой и некрасивой в очаровательную и жизнерадостную.

Для достоверности образа актриса и режиссер долго искали костюм героини — мешковатый жакет и ничем не примечательную юбку. Но Рязанова внешний вид руководящей Золушки все равно не устраивал. Помог оператор Владимир Нахабцев, который на всякий случай принес старые очки своего отца. Когда актриса надела их, всем стало понятно — такой и должна быть Калугина.

На этом приеме, когда мешковатая и неподходящая одежда в сочетании с отсутствием косметики и прически сменяются стильным платьем, уложенными волосами и прекрасным макияжем, построены современные выпуски телепередач типа «Модный приговор». Но в то время подобных телесюжетов еще не было — и Алиса Фрейндлих буквально открыла глаза советским женщинам. После выхода фильма актриса получала множество писем, где труженицы цехов и учреждений сообщали, что по ее примеру стали следить за своей внешностью — и это помогло им обрести личное счастье. Так что роль оказалась не только интересной в творческом плане, но и помогла получить всенародное признание.

Как важно вовремя похвалить

Остальные артисты тоже полюбились зрителям. Хотя Олег Басилашвили первоначально видел себя только в роли Новосельцева и пытался соперничать в этом с Андреем Мягковым. Но уже после выхода фильма признал правоту режиссера.

Героиня Лии Ахеджаковой секретарша Верочка по сценарию должна была периодически ссориться и снова мириться с супругом. На эту роль пригласили Михаила Светина, но, отсняв несколько эпизодов, Рязанов без объяснения причин заменил Светина на Александра Фатюшина. Его герой должен был любить свою жену и мотоцикл — и постоянно разрываться между ними. К сожалению, во время съемок Фатюшин получил травму глаза, и его персонажа пришлось убрать из фильма. В кинофильме в эпизоде телефонного разговора звучит речь Верочкиного мужа, но это не голос Фатюшина, невидимого персонажа озвучил Олег Басилашвили.

На роль активистки-общественницы Шурочки претендовали актрисы Римма Маркова и Нина Агапова. Но Рязанов выбрал Людмилу Иванову — она в реальной жизни была председателем месткома в театре «Современник» и показалась в подобном образе гораздо убедительнее.

Стихи к песне «У природы нет плохой погоды» написал сам Эльдар Рязанов, но до поры в этом не признавался из-за опасений, что отношение к ним будет необъективным. Композитор Андрей Петров и артисты с подачи режиссера были уверены, что их сочинил английский поэт Уильям Блейк. Текст понравился всем, кроме Андрея Мягкова, сказавшего, что слова не слишком выразительны. Рязанов запомнил это и в следующем фильме «Гараж» намеренно предложил артисту роль Хвостова — человека, потерявшего голос, пошутив, что в общении с режиссерами надо быть догадливее.

Сотни застенчивых героев

Вид статистического учреждения, где трудятся герои фильма, — это фасад здания тогдашнего Министерства речного флота (ныне Федерального агентства морского и речного транспорта). Крышу, куда герои выходят поговорить, снимали в доме, находящемся в Большом Гнездниковском переулке, а все внутренние помещения и кабинеты были созданы в павильонах студии «Мосфильм».

Эпизод, когда Калугина выходит из дома Самохвалова и садится в машину, намеренно снят возле элитного дома №9 на Тверской улице, когда-то здесь, наряду с другими партийными функционерами, жила Екатерина Фурцева. А тихое место, где обитает Новосельцев и где белье вывешивают во дворах, снимали в переулке Чернышевского, где не было жилых домов, — сын разговаривает с отцом из окна сельскохозяйственной организации.

Героиня Светланы Немоляевой, живущая за городом, садится в электричку на станции Лосиноостровская. Транспортные эпизоды снимали в настоящем автобусе в час пик — актриса была еще неизвестной, так что на улицах ее не узнавали. Зато после выхода фильма в адрес Светланы приходили потоки писем — и во многих из них зрители просили выслать стихи, которые актриса читала за кадром. Это стихотворение Беллы Ахмадулиной, начинающееся словами «О, мой застенчивый герой, / Ты ловко избежал позора», до фильма нигде не издавалось, так что Немоляевой приходилось переписывать его от руки и высылать поклонникам — по свидетельству Светланы Владимировны, в общей сложности несколько сотен раз.

Для создания достоверной обстановки показанного в кино учреждения Рязанов упросил работников настоящего Центрального статистического управления привезти вычислительную машину с монитором. Такой аппарат в 1977 году стоил 440 тысяч рублей (при цене машины «жигули» 5500 рублей) — в фильме он стоит в кабинете Калугиной. На ночь аппарат в павильоне не оставляли, его увозили обратно. И, как выяснилось, не зря. Артисты, игравшие сотрудников, пользовались взятыми напрокат импортными счетными машинками стоимостью 760 рублей каждая. Одну из них во время съемок украли — и за нее пришлось расплачиваться киностудии «Мосфильм».

Только через два года

«Служебный роман» понравился всей стране, в том числе и партийным чиновникам, которые тут же выдвинули его на Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. Эту премию получили соавтор сценария Эмиль Брагинский, режиссер Эльдар Рязанов, оператор Владимир Нахабцев, артисты Андрей Мягков, Олег Басилашвили и Лия Ахеджакова. В списке награжденных не было Алисы Фрейндлих — по правилам, следующую такую награду можно давать только через два года после вручения предыдущей, а Алиса Бруновна получила ее год назад за роль в спектакле «Ковалева из провинции». Зато, по опросу журнала «Советский экран», и она, и Андрей Мягков были признаны лучшими артистами, а картина стала лучшим фильмом года.

МСТИТЕЛЬ ПОПУЛЯРНЕЕ СТАТИСТИКА

В 1978-м лидером советского проката стал индийский фильм «Мститель» (его посмотрели 60 миллионов зрителей). Сегодня мало кто помнит двухсерийную историю, рассказывающую о том, как маленький мальчик вырос сильным и справедливым человеком, расправился с убийцами отца. Зато второе место уверенно занял «Служебный роман» (58,4 миллиона просмотров). Для наглядности приведем пятерку лидеров советского кинопроката 1978 года:

1. «Мститель», 2 серии (Индия, 1976, реж. Прамод Чакраворти) — 60 млн зрителей на серию при тираже 1000 копий.

2. «Служебный роман» 2 серии (Мосфильм, 1977, реж. Эльдар Рязанов) — по 58,4 млн зрителей на серию при тираже 1723 копии.

3. «Судьба» (Мосфильм, 1977, реж. Евгений Матвеев) — по 57,8 млн зрителей на серию при тираже 1469 копий.

4. «Четыре мушкетера» (Франция, 1974, реж. Андре Юнебель) — 56,6 млн зрителей на серию при тираже 1079 копий.

5. «Трактир на Пятницкой» (Мосфильм, 1977, реж. Александр Файнциммер) — 54,1 млн зрителей при тираже 1238 копий.

Как видно, «Служебный роман» стал лучшим отечественным фильмом.

ТАЙНЫ СССР, Виктор СВЕТЛАНИН

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Subscribe to RSS Feed Следите за мной на Twitter!