Ростислав Плятт. Трагедия пастора Шлага

Ростиславу Плятту не раз предлагали «пойти на повышение» — попробовать себя в режиссуре, стать преподавателем, возглавить кафедру. Он всегда отказывался: «В театре я солдат, который не мечтает стать генералом».

Он жил театром и другой судьбы для себя не хотел. Выходил на сцену, пока держался на ногах. Режиссеры предлагали ему роли, даже когда актер был в инвалидной коляске, но Плятт решил, что зрители не должны видеть его таким.

ВОЙНА БАБУШЕК

«У моей колыбели сходились две бабки, и начиналась тихая битва», — рассказывал Ростислав Янович. Бабушка со стороны отца пела колыбельные на польском, бабушка со стороны матери — на украинском. Каждая хотела, чтобы внук выучил ее язык, а из «чужого» ничего не запомнил. «В итоге я не знаю ни польского, ни украинского», -резюмировал актер.

Вскоре после его рождения семья переехала из Ростова в Кисловодск, потому что мать была больна туберкулезом, и врачи советовали сменить климат. Переезд ненадолго улучшил ее состояние, но когда мальчику исполнилось 8 лет, она умерла. Для маленького Ростислава смерть любимой мамы стала потрясением: он долго не мог ни есть, ни спать, и никакие уговоры не действовали.

Отец будущего актера, адвокат, решил продолжить карьеру в Москве и сделал это вполне успешно — среди его клиентов были известные и влиятельные люди. А однажды Ростислав, в то время уже заканчивавший школу, открыл входную дверь и опешил: на пороге стояли артисты МХАТа! Юноша буквально бредил этим театром: каждый день пытался попасть на спектакль, нередко без билета, коллекционировал рецензии и программки, знал в лицо всех актеров. Он и сам мечтал играть в этом театре.

Оказалось, на одного из мхатовцев несправедливо подали в суд, а отец Ростислава взялся его защищать. Дело закончилось успешно, чему больше всех был рад сын адвоката. Он подружился с актерами, побывал за кулисами и получил ценный совет — поступать в студию режиссера Юрия Завадского.

С ТРОСТЬЮ И В ШЛЯПЕ

В кино Плятт попал поздно, когда ему уже было за тридцать. К тому моменту он сыграл десятки ролей, в театре, стал любимцем публики. После выхода фильма «Подкидыш» поклонников оказалось в сотни раз больше. Их количество росло с каждым новым фильмом — ведь он создавал совершенно невероятные образы.

Ростислав Янович считал, что артист всегда должен выглядеть безупречно. Никто и никогда не видел его в свитере, водолазке или, упаси боже, в джинсах! На нем всегда были элегантный костюм, галстук, дорогие туфли. Образ довершали трость и шляпа. Когда он шел по улице, оборачивались даже те, кто понятия не имел, что перед ними известный актер.

При этом Плятт был невероятно прост в общении. Уже будучи мэтром, с интересом выслушивал мнение молодых актеров. А в ответ на удивленные взгляды коллег говорил: «С чего вы взяли, что я не могу у них чему-то научиться?» Он постоянно что-то для кого-то «выбивал» — квартиру, путевку в санаторий. Ходил по ЖЭКам, профсоюзам, горкомам — предлагал выступить в обмен на услугу. Ему редко отказывали, Ростислава Плятта знала и любила вся страна.

ТАЛАНТЛИВЫЙ ХУЛИГАН

Режиссеры с удовольствием эксплуатировали его интеллигентную, «порядочную» внешность. Однако Плятт не был только положительным героем: играл и подлецов, и мерзавцев, а особенно ярко ему удавались комические роли. Артист безукоризненно владел мимикой, жестами. Мог движением брови показать целую гамму переживаний.

А так как Ростислав Янович был тем еще хулиганом, этот свой талант он использовал не только на благо роли, но и для шуток и розыгрышей. Сколько раз он на спор доводил актеров до срыва на сцене! «Спорим, — обращался он к кому-нибудь из коллег перед спектаклем, — я покажу палец, и ты рассмеешься!» «Да хоть на сто рублей!» — соглашался тот, как правило, плохо знавший Плятта и уверенный в своем самообладании. Наступал подходящий момент, Ростислав Янович невозмутимо демонстрировал свой указательный палец, и спорщик, как ни старался, не мог удержаться от смеха. Почему? Никто так и не понял.

Зрители и не догадывались, что за благообразной внешностью серьезного актера скрывается мальчишка, всегда готовый к озорству. Истории о его выходках живы в театральных кругах до сих пор. Однажды Плятт написал на своем лбу нецензурное слово. Когда он снял шляпу перед актрисой во время спектакля, стоя спиной к зрителям, та чуть не задохнулась от смеха — а момент был очень драматичный. В другой раз на спор голым искупался у стен Кремля, а потом убегал от милиционера. На своих юбилеях запрещал похвалы и торжественные речи, вместо этого все распевали неприличные песни и рассказывали анекдоты. Когда стал много играть в радиопостановках, шутил: «Не много ли «пляттства» на радио?»

СЛАБОСТЬ К ЧУЖИМ ЖЕНАМ

В юном возрасте Ростислав влюбился в актрису Нину Бутову. Она была удивительной красавицей с синими глазами и рыжими волосами, при этом намного старше его.

Плятт был горд, что ему удалось ее покорить. Они поженились, и тут обнаружилось, что у Нины есть свои принципы относительно ведения домашнего хозяйства: она считала, что актриса не должна готовить и заниматься прочими презренными бытовыми хлопотами. Плятт не жаловался. Они вместе с женой ходили по столовым, а стирать и гладить он умел сам.

Страсть, вспыхнувшая яркой искрой, быстро погасла, но супруги продолжали жить вместе. Детей Нина мужу так и не родила. Разводиться не хотела, потому что понимала, что уже немолода и вряд ли найдет стоящего мужчину. А Ростиславу было все равно: он влюбился в жену своего учителя и друга Юрия Завадского — актрису Веру Марецкую. Знал, что они не будут вместе, и очень страдал.

Супруга не могла не заметить трепетного отношения Плятта к Марецкой. «Уйдешь — я повешусь!» — угрожала она. Но тот и не думал уходить. Он даже не решался признаться возлюбленной в своих чувствах, ведь это было бы некрасиво по отношению к учителю. Тем не менее о его любви в тесном актерском мирке знали все.

Когда Плятту исполнилось 68 лет, скончался Юрий Завадский. Ростислав Янович, наконец, решился предложить Вере Петровне руку и сердце. «Слишком поздно, мы уже слишком старые», — ответила она. Женщина знала, что тяжело больна: у нее диагностировали рак мозга. Жить ей оставалось чуть больше года… Следом за Марецкой умерла и жена Плятта.

Одиночество давалось Ростиславу Яновичу тяжело, но о новой любви и он не помышлял: возраст уже не тот. Однако оказалось, что есть еще порох в пороховницах! Его избранницей снова стала… чужая жена. Он влюбился в супругу друга-режиссера, очаровательную женщину на 20 лет моложе себя. Людмила Маратова ответила ему взаимностью и подарила несколько счастливых, умиротворенных лет. В их доме было тепло и уютно, актера всегда ждали вкусная домашняя еда и искренняя забота.

Возраст артиста приближался к 80 годам, когда он сломал шейку бедра. При существующем в то время уровне медицины такой диагноз был приговором — ходить Плятт уже не мог. Он еще чувствовал силы играть, и даже снялся в телефильме «Визит к Минотавру», где его все время показывали сидящим. Режиссеры предлагали ему спектакли, которые можно было играть в инвалидном кресле: публика обязательно пришла бы на любимого актера. Ростислав Янович очень не хотел покидать театр, однако принял волевое решение отказаться от всех ролей. «Зрители не должны видеть меня больным и слабым», — говорил он.

После этого Ростислав Плятт прожил совсем недолго — расставание со сценой было для него равносильно смерти. Существование стало бессмысленным, бороться за жизнь — незачем. Великого актера не стало 30 июня 1989 года.

ДАРЬЯ БИОГРАФИЯ, Лина ФИЛИМОНОВА

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Subscribe to RSS Feed Следите за мной на Twitter!