Реклама в СССР

Сейчас говорят, что в СССР рекламы не было. Неправда — она существовала, только сильно отличалась от привычной для нас современной рекламы западного типа.

Яркая картинка, броский шрифт, лаконичный запоминающийся слоган… Эти обязательные атрибуты современной рекламы окружали нас и в далеком «советском» детстве. Вот только призывала тогдашняя реклама не только к покупке того или иного товара, но и к честному и добросовестному труду, дисциплине, заботе о своем здоровье. Давайте вернемся в прошлое и вспомним, какой она была.

ТОВАРЫ «ОТ МАЯКОВСКОГО»

«Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы. Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи…»

Как вы думаете, чьи это слова? Финансового «туза», босса крупной рекламной фирмы? Нет. Это сказал пролетарский поэт Владимир Маяковский, один из творцов первой советской рекламы.

Маяковский посвящал рекламным слоганам почти столько же времени, сколько сочинению революционных поэм. На пару с художником Александром Родченко они создали более 300 коммерческих плакатов довольно высокого уровня. В 1925 году на художественно-промышленной выставке в Париже их работы получили серебряную медаль.

ВСЕ НА БОРЬБУ…

До эпохи телевизоров, а тем более Интернета, было еще очень далеко — даже картонная «тарелка» радиоточки висела не в каждом доме. К тому же многие советские граждане, особенно жители глубинки, не знали грамоты. А потому мастерски выполненные агитплакаты были основным источником пропаганды и информации. Правда, в постреволюционный период «рекламировалась» в основном борьба с белогвардейцами, вредителями и саботажниками, а также с безграмотностью, кулачеством и мракобесием. Плакаты требовали ускоренного выполнения первой пятилетки, подписки на госзаймы, сдачи незаконно хранящегося оружия и многого другого актуального в период тотальной разрухи.

ПЕРВАЯ КОММЕРЧЕСКАЯ

Наконец, в ноябре 1921 года газета «Известия» сообщила советскому народу, что готова принимать и распространять коммерческие рекламные объявления. Уже через год появилось множество других государственных рекламных агентств. Так, рекламная контора «Двигатель» подробно рассказывала сельским жителям о новинках советской промышленности. «Рекламтранс» размещал торговые объявления в трамваях.

Так как конкуренции среди производителей товаров в СССР не существовало, советская реклама занималась именно тем, чем ей и положено было заниматься. Она рассказывала покупателям о пользе употребления черной икры от Главрыбсбыта и о выпуске детских сосок и галош Резинотрестом. Плакаты расхваливали папиросы, которые продавались «Нигде, кроме как в Моссельпроме!», и бойко агитировали покупать лотерейные билеты Автодора, где главным призом был мотоцикл. «Советское — значит, отличное!» — таков был основной лозунг нового времени, и рекламировались, естественно, пусть еще немногочисленные, но только советские товары.

Понятно, что население к подобным призывам, особенно коммерческого толка, относилось несколько скептически. Ведь все эти Главпромы и Главсбыты выдавливали с рынка частников, кооперативы и мелкие товарищества. Реклама и тогда стоила денег, у предпринимателей их не было, а Главпромам печатную агитацию оплачивало государство. Так что лозунг: «Нигде, кроме как…» звучал пророчески — уже через несколько лет покупать продукты, кроме как в Моссельпроме, было просто негде.

О ПОЛЬЗЕ ЧЕРНОЙ ИКРЫ

Великая Отечественная война прервала поток коммерческой рекламы. А в 1960-х годах в возрожденной из руин стране вновь появились плакаты, заслуженно восхваляющие советский шоколад, черную икру, копченую рыбу, окорока, крабов, соки и минеральные воды. Причем реклама, в отличие от западной, по-прежнему «давила» не на престижность, а на вкусовые и полезные для здоровья качества продуктов.

А потом наступила эпоха тотального дефицита, и призывы потреблять черную икру и крабов начали выглядеть, прямо скажем, издевательски. При этом в 1970-х годах в стране появляются тематические журналы «Реклама», «Коммерческий вестник», «Новые товары» и еще несколько десятков изданий, посвященных новинкам советского производства, но опять же не указывалось — где все это изобилие можно купить?

НАЗАД В ПРОШЛОЕ

К закату советской эпохи в стране, помимо политических воззваний, сохранились лишь плакаты, агитирующие за соблюдение техники безопасности, против пьянства, за здоровый, спортивный образ жизни. Многие из нас еще помнят призывы: «Летайте самолетами Аэрофлота!», хотя самолетов других компаний в СССР не наблюдалось.

В декабре 1991 года советская реклама прекращает свое существование, однако сам советский плакат не умирает. Разумеется, никто уже не развешивает на улицах призывы покупать духи «Красный мак» или предупреждения о том, что «Болтун — находка для врага». Но через десять лет появляется мода на доперестроечную эпоху. Колоритные агитплакаты советских художников используются теперь в оформлении кафе и ресторанов — для создания духа того, уже изрядно подзабытого времени…

Множество довоенных плакатов было посвящено технике безопасности при работе с примитивными и сейчас уже почти забытыми инструментами. Агитки типа: «Остерегайся удара зюзьгой!», «Осторожнее с цапкой!» или «В шейки валков подавай сало вилкой!» вызовут у нас недоумение и смех, но в свое время они были актуальны.

ДАРЬЯ БИОГРАФИЯ, Максим ТУЧИН

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Subscribe to RSS Feed Следите за мной на Twitter!