Предисловие

Начало российской истории считается уникальным явлением древности: славяне добровольно уничтожают свое народное правление и требуют государей от варягов, которые раньше были их неприятелями.

К середине IX в. классовое расслоение способствует возникновению государственности у восточнославянских племен, однако из-за разобщенности они вынуждены были постоянно платить дань: на Юге — степным кочевникам-хазарам, на Севере — многочисленным воинственным обитателям Скандинавии — норманнам. Зависимость наших предков от других народов способствовала пренебрежительному отношению к ним в Европе.

В 859 г. ильменские славяне (новгородцы), объединившись под одной властью, прогнали завоевателей и решили управлять сами. Но, по словам летописца, между ними возникли междоусобицы: все хотели повелевать, и никто не хотел повиноваться. И тогда они, вспомнив о совете новгородского старейшины Гостомысла, данном в 844 г., решили из варягов выбрать себе князя, который правил бы ими и судил по справедливости.

Сами норманны (т.е. северные люди), называвшие себя викингами (морскими разбойниками), были великолепными мореплавателями и неустрашимыми воинами. Небольшими дружинами на судах, «драконах» и «змеях», они по рекам вторгались внутрь европейских государств, грабя города и села.

Их набеги были настолько страшны, что в католических церквях последнее прошение в Молитве Господней было заменено словами: «Господи, спаси нас от неистовства норманнов».

Часто норманны грозили Константинополю, куда они ходили водными путями через земли славян (Финский залив, Нева, Волхов, Ильмень, Ловать и Днепр). Славяне называли норманнов варягами. Слово «варяг» не обозначает какого-то конкретного племени; «варангами» греки именовали норманнских наемных воинов, служивших в Византии.

В дошедшей до нас Иоакимовской летописи есть рассказ о «вещем сне» умирающего Гостомысла, которым он выражал свою волю: пригласить одного из сыновей своей «средней» дочери У милы, находившейся замужем за «заморским князем» — варягом.

Именно к этому варяжскому племени направились послы от ильменских словен, кривичей и чуди, и они сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, идите княжить и владеть нами по ряду, по праву». Таким образом, летописное предание свидетельствует, что вожди и старейшины родов и племен славяно-чудского союза не смогли договориться между собой, так как каждый из них заботился прежде всего о своем роде-племени. Поэтому, по объяснению Нестора, приглашенные славянами для защиты и наведения порядка варяжские князья должны были подчиняться славянским обычаям («ряд» в древнерусском праве — договор). С тех пор «ряд», заключаемый между вечем и князем, стал основой новгородского права.

Появление варягов ускорило процесс становления российского государства и способствовало значительному расширению его территории.

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Subscribe to RSS Feed Следите за мной на Twitter!