«Помогите, господин!» Право первой ночи

Нам, современным и независимым, некоторые обряды прошлых столетий кажутся дикими. Однако в те далекие времена они существовали и выполнялись точно, с соблюдением всех правил.

Пятьсот с лишним лет назад городской совет французского городка Амьен принял новый закон: «Муж не имеет права делить ложе с женой в первую брачную ночь без разрешения своего господина, прежде чем сам господин не соблаговолит разделить ложе с женой своего вассала». Представить себе, что такое постановление вышло сегодня или даже сто лет назад, невозможно. Марш протеста или бунт были бы обеспечены. А в Средневековье этот указ был принят спокойно. Возможно, потому, что когда-то роль «господина» в этом контексте брали на себя волхвы. В Средние века право унаследовал феодал, причем не только как право, а скорее как священную обязанность, трудную и ответственную. Во всяком случае, так считали вокруг. Французский этнограф Пьер Гордон пишет, что владетельным графам и герцогам приходилось выполнять свою обязанность до ста раз в год. Ну, а если сеньор по возрасту был уже не в состоянии совершать такие подвиги, заменить его мог кто-нибудь из сыновей. Зачем феодалу это было нужно? Одни исследователи объясняют это право экономическими причинами. Право первой ночи подтверждало право собственности — ведь феодал так поступал только со своими вассалами. Особенно это относится к случаям, когда муж брал жену со стороны. Иными словами, приумножал состояние своего господина. Другие гипотезы говорят о стремлении передать жену мужу в «проверенном» состоянии или улучшить породу — благодаря первой связи с мудрым господином. Помощь ближнего, так сказать.

Обряд не исчез вместе со Средневековьем. В XVIII веке Пьер Бомарше в пьесе «Женитьба Фигаро» описывает, как хитрый Фигаро приводит к графскому замку толпу крестьян, чтобы те торжественно поблагодарили своего господина за отказ от «права сеньора». Все восхищаются добродетелью графа, и ему ничего не остается, как подтвердить принятое решение. На самом-то деле он вовсе был не прочь развлечься с собравшейся замуж горничной Сюзанной.

Но если с сеньором более-менее все понятно, то как на это смотрели новоиспеченные жених и невеста? Чаще всего как на необходимый ритуал. Надо — значит, надо, и никаких обсуждений. Как правило, браки заключались не по любви. Это был, скорее, договор, имеющий экономическую основу. Подарок, полученный молодой семьей от господина после реализации своего права, был частью приданого, приумножал имущество, а это уже само по себе важно. И все-таки иногда это право встречало противодействие. В средневековых хрониках есть сообщения о бунтах подданных, бегствах молодых, иногда даже об убийствах господ женихами.

Постепенно появилось право выкупа. Тогда молодые ограничивались данью — выплачивали какую-то сумму своему господину (деньгами или вещами), и он не пользовался своими привилегиями. Своеобразный выкуп зарегистрирован в книгах монастыря Адальберг (Бавария, Германия) от 1496 года. Согласно записи жених должен был платить выкуп солью, а невеста — деньгами или сковородой, «в которой мог бы поместиться ее зад».

Еще позже этот обряд стали заменять на представление невесты. Господин приходил на свадебный пир, ему представляли невесту, он одаривал ее подарками и разрешал продолжить праздник. Надо сказать, обычай одаривания невесту господином просуществовал в Европе до 30-х годов XX века. Вот такая произошла эволюция обряда права первой ночи.

ДАРЬЯ БИОГРАФИЯ

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Subscribe to RSS Feed Следите за мной на Twitter!