«Обыкновенное чудо». Сказка для взрослых

Этот двухсерийный телефильм любят зрители всех возрастов. Дети смотрят его как сказку о прекрасной принцессе и заколдованном юноше, взрослые ценят за философский смысл и восхищаются игрой актеров.

Смешную и немного грустную пьесу-сказку «Медведь» Евгений Шварц начал писать во время войны, а закончил в только в 1954 году. В Ленинградском театре комедии играть ее запретили — посчитали странной, несоветской. Лишь в 1956-м ее решился поставить в Театре киноактера Эраст Гарин, попросив Шварца придумать другое название. Автор перебирал: «Безумный бородач», «Веселый волшебник», «Непослушный волшебник»… И вдруг его осенило: «Обыкновенное чудо»! Через 8 лет Гарин снял одноименный фильм.

В 1978 году режиссеру «Лейкома» Марку Захарову предложили экранизировать пьесу для телевидения. Большой поклонник творчества Шварца, он с удовольствием взялся писать режиссерский сценарий. Марк Анатольевич вспоминает: «Мне помогал Джо Дассен… Я включал кнопку магнитофона, слушал, как он поет, и… меня это настраивало на какую-то философскую притчу».

ЗВЕЗДЫ МОСКОВСКИХ ТЕАТРОВ

Режиссер сразу решил, что Волшебника будет играть Олег Янковский, короля — Евгений Леонов, а Охотника — еще один «ленкомовец» Всеволод Ларионов. Все знали, что Захаров предпочитает снимать актеров из своего театра, поэтому Екатерина Васильева и Юрий Соломин были немало удивлены, когда он предложил им сыграть трактирщика Эмиля и его первую любовь Эмилию. Никаких кинопроб — он просто посмотрел на них вместе.

На роль Министра-администратора Марк Анатольевич сразу наметил Андрея Миронова, который недавно сыграл Остапа Бендера в телеверсии «12 стульев». Женой Волшебника, его музой и вдохновительницей стала Ирина Купченко из Театра им. Вахтангова. Первого Министра режиссер доверил сыграть колоритному актеру Московского театра миниатюр Ерванду Арзуманяну.

ПРИНЦЕССА И МЕДВЕДЬ

Захаров считал, что в его постановке Медведь должен быть таким, чтобы зрители не могли оторвать от него глаз, а принцесса не могла не влюбиться… У Гарина в театре эту роль сыграл молодой Вячеслав Тихонов и о нем сразу заговорили; в кинокартине 1964 года — Олег Видов, и режиссеры его заметили. Захаров пригласил 25-летнего актера «Лейкома» Александра Абдулова попробоваться на роль Медведя. Тот откликнулся с радостью: сказал, что соглашается на любые пробы — правда, играет-то потом все равно Костолевский. И на этот раз рассматривалась кандидатура Игоря Костолевского, а также Евгения Меньшова, Юрия Шлыкова, Александра Воеводина. И все же, несмотря на сопротивление мосфильмовского начальства (молод, далеко не звезда!), Захаров настоял на своем, и роль Медведя отдали Абдулову. Серьезный аванс малоизвестному актеру — оказаться в компании с Мироновым, Леоновым, Купченко, Соломиным! «Это очень дорогого стоило, — вспоминал позже Александр, — …эта команда помогала мне, и что-то у меня вышло».

В итоге получился очень сильный романтический образ, чему, конечно же, поспособствовали внешность молодого красавца и его яркая харизма. По роли Медведю предстояло ездить верхом (в шикарной серой шляпе Абдулов восхитительно смотрелся в седле), а еще, въезжая под арку, подтянуться на перекладине и отпустить лошадь вперед. С первой попытки трюк не вышел: Абдулов уже подтянулся, но не успел освободить ноги, и лошадь протащила застрявшего в стременах всадника несколько десятков метров. Несмотря на это, тот отказался от замены каскадером и со второй попытки справился.

На роль Принцессы «Мосфильм» предложил режиссеру несколько кандидатур: Евгению Глушенко, Веру Глаголеву, Ларису Удовиченко, Марину Яковлеву. Но Захарову больше приглянулась Евгения Симонова — она так мило смотрелась в мужском костюме, бархатном берете и со шпагой в руке.

По воспоминаниям Марка Анатольевича, все на площадке были немного влюблены в трепетную Принцессу и старались ей помочь. Когда по сценарию Евгении полагалось выстрелить из пистолета, выяснилось, что она совершенно не выносит пальбы. Актриса взяла в руки пистолет, но никак не осмеливалась нажать на курок. Все вокруг принялись ее убеждать: мол, патроны холостые, никто не пострадает. Успокаивали, даже стреляли из этого пистолета. Наконец, Симонова решилась, однако в момент выстрела закрыла глаза — это вошло в кадр.

А один случай едва не закончился трагедией. Финал снимали в песчаном карьере под Люберцами. На дне карьера имелась большая лужа, по одну ее сторону стояли Принцесса и Медведь, по другую — съемочная группа. «Подойдите ближе к луже!» — велел актерам Захаров. Они подошли, и вдруг у всех на глазах Симонова вскрикнула и стала проваливаться в мокрый песок. Абдулов пытался ее вытянуть, но она погружалась все глубже — по пояс, по грудь… К счастью, на съемках полагалось присутствие пожарных, и Евгению спасли.

И ПОДОЖДЕМ, И ПОТОРОПИМСЯ

В самом начале работы над фильмом Олег Янковский попал в больницу с сердечным приступом. Навестившему его Марку Анатольевичу он сказал, что готов отказаться от роли, но режиссер ответил: «Вы нам нужны. Будем ждать».

Потом оказалось, что Евгений Леонов может выделить на съемки не более 10 дней — ему предстояла поездка в Германию, а в те годы зарубежные поездки отложить было невозможно. В срочном порядке стали снимать сцены с Леоновым. Времени работать над ролью у Евгения Павловича не хватало, и он просил режиссера: «Ты мне скажи, кого мой герой любит, а кого ненавидит, а остальное я сделаю». Порой он забывал текст, мычал, но это выглядело еще одной характерной черточкой к гротескному образу «обаятельного тирана». Некоторые усматривали в Короле пародию на Брежнева — помните жест рукой из окна? Примерно так делал генсек с трибуны Мавзолея.

НОУ-ХАУ ЗАХАРОВА

«Обыкновенное чудо» невозможно представить без музыки Геннадия Гладкова и песен на слова Юлия Кима. Обычно музыка пишется параллельно с работой над картиной, но Захаров объяснил задачу композитору и поэту заранее, й съемки проходили уже под черновой вариант фонограммы. Это создавало особую атмосферу, каждый шаг и жест определялись написанной музыкой — так рождалось волшебство этого телефильма.

Дуэт «Ах, сударыня» за Соломина и Васильеву исполнили Лариса Долина и Леонид Серебреников, он же спел песню Волшебника. Две песни Министра-администратора и прощальную «Давайте негромко…» исполнил Андрей Миронов, причем очаровательную песенку про бабочку, где он как бы взмывает ввысь и порхает, чуть не забраковали. Редактор «Мосфильма» усмотрела в ней призыв к сексуальной революции, на что Марк Анатольевич возразил: «Ну что вы, у идиота воробышка просто гастрономический интерес к бабочке, дуре». На руку сыграла и бешеная популярность Андрея Миронова — в результате песня осталась.

Талант режиссера и гениальная игра актеров сделали экранизацию пьесы фильмом на все времена. К слову, когда Леонов узнал, что Захаров взялся за эту работу, он спросил: «Сказку будешь снимать?»

— «Это не совсем сказка», — ответил Захаров и показал отмеченное в книжке место: «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут так, как будто они бессмертны, — смерть иной раз отступает от них».

КИНОЦИТАТА

Плаху, палача и рюмку водки! Водку мне, остальное ему!

***

Будете мешать — оставлю без обеда.

***

— А кто у нас муж?

— Волшебник!

— Предупреждать надо.

***

Вы привлекательная, я — чертовски привлекателен, чего зря время терять?

ДАРЬЯ БИОГРАФИЯ, Татьяна ОСИПЦОВА

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Subscribe to RSS Feed Следите за мной на Twitter!