Образцовые дамы

Образцовые дамыСловосочетание «благородные девицы» вызывает в нашем воображении образ изящных созданий с утонченными манерами, знающих толк в искусствах и науках. А как проходило обучение в самом престижном женском институте?

Смольный институт благородных девиц был образован для того, чтобы ни много ни мало, «создать новую породу людей», — именно такую цель ставила Екатерина II, подписывая в 1764 году указ о его основании.

ИЗОЛИРОВАТЬ И ВОСПИТАТЬ

Екатерина считала себя прогрессивной правительницей. Она увлекалась гуманистическими идеями Монтеня и Локка и хотела, чтобы в России появилось учебное заведение для девиц благородных сословий, как во Франции. В конце XVIII века во многих семьях еще были сильны домостроевские традиции: родители считали, что от наук их дочерям один вред, главное — выйти замуж, нарожать детей и во всем слушаться супруга.

Императрица решила, что, забрав девочек из семей, оградив их от невежества и поместив в облагораживающую среду, она создаст совершенно новый тип женщины. А когда воспитанницы вернутся домой, они будут сеять вокруг себя чистое, доброе, вечное.

Поначалу правила в институте были очень строгими. Девочек из дворянских семей принимали с 6 лет, учеба длилась 12 лет, при этом родители подписывали соглашение, что не будут требовать дочерей обратно.

С середины XIX века стали допускаться послабления, в институт стали принимать «мещанских девиц» — они жили в отдельном корпусе. Девочки могли уезжать домой на каникулы, а срок обучения сократился до 7 лет.

ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ

Никакой роскоши будущие светские дамы не видели: кормили их простой едой и небольшими порциями — благородная девица должна быть стройной. Случалось, воспитанницы падали в обморок от недоедания. Спальни едва отапливались. Девочки всюду ходили строем: на молитву в 6 утра, на уроки, на прогулки.

Платья носили скромные, старомодного покроя, которые различались по цветам. Для самых маленьких — практичные коричневые; позже, по мере взросления, синие, голубые и белые. Самым страшным наказанием для институток было лишение белого фартука. Наказывали за неаккуратность, шалости на уроках, непослушание.

Девочек обучали языкам, точным и гуманитарным наукам, знакомили со всеми видами искусств. И все же главной целью образования было не научить, а воспитать. «Умничанье» не поощрялось, девица должна быть скромной, уметь держать себя с достоинством и обладать безупречными манерами.

ФРЕЙЛИНА ИЛИ ГУВЕРНАНТКА

Первый выпуск Смольного был самым знаменитым: императрица знала почти всех девушек по именам, некоторых определила ко двору. Впоследствии эта традиция продолжилась: лучшие смолянки благородного происхождения становились фрейлинами. Фрейлины получали шанс удачно выйти замуж, ведь круг их знакомств составляли самые блестящие женихи страны. Ну, а те, кому не повезло с высокородными родителями, после выпуска искали место учительницы или гувернантки.

Несомненно, план Екатерины II удался. Девушки, окончившие Смольный, сыграли не последнюю роль в просвещении и изменении русского общества. Они становились прекрасными матерями, образованными преподавательницами, самоотверженными сестрами милосердия. Многие из них посвятили жизнь служению людям: открывали женские школы и гимназии, строили госпитали и больницы для бедных. Октябрьская революция положила конец традиции «благородного воспитания», и по сей день в России нет заведения, подобного легендарному Смольному институту.

ДАРЬЯ БИОГРАФИЯ, Светлана БЕЛЕВИЧ

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Subscribe to RSS Feed Следите за мной на Twitter!