Nike. «Просто сделай это»

Слоган Just do it («Просто сделай это») придумал не основатель компании Nike. Но когда он впервые услышал его, то понял «Вот оно! Именно эти слова были в моей голове, когда я все начинал!»

Чем мог порадовать рынок спортивной обуви в 1960-е годы? Ничем! Дорогие кроссовки Adidas позволить себе могли только профессиональные спортсмены Остальным любителям приходилось довольствоваться обувью за 5 долларов, от которой болели ноги и появлялись мозоли.

ПРИВЕЗЕМ ИЗ КИТАЯ!

Вопрос покупки спортивной обуви остро стоял и для студента Орегонского университета Фила Найта. Он был бегуном на средние дистанции и нуждался в хороших кроссовках. Его тренер Билл Бауэрман мог только посочувствовать своему подопечному.

Но Найт не отчаивался. Он решил заказать кроссовки из Азии: стоят они дешевле, а качество хорошее. Таким товаром наверняка заинтересуются и американские любители спорта! Тренер его поддержал — морально и материально. Каждый сделал взнос по 500 долларов, на эти деньги были куплены первые 300 пар обуви у японской компании.

Продавал кроссовки сам Фил — из своего фургончика, прямо на улице. За год удалось выручить 8 тысяч долларов. Окрыленные успехом, в 1964 году Найт и Бауэрман зарегистрировали собственную фирму Blue Ribbon Sports и заказали новую партию товара из Азии.

Найт решил взять в помощники менеджера по продажам Джеффа Джонсона. Тот собрал телефонную базу известных спортсменов и начал их обзванивать. У каждого интересовался, какую спортивную обувь он носит, чем она его устраивает, и приглашал на собственные примерки. Он же предложил сменить безликое название на что-то более яркое и запоминающееся. Так появился Nike, изначально существовавший только на словах и официально зарегистрированный гораздо позже — в 1978 году. Название было дано в честь греческой богини победы Ники.

СОБСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

В конце 1960-х компания открыла свой первый фирменный магазин в Калифорнии. Тогда же Фил Найт с коллегами задумался о том, что пора бы выпустить что-то свое. Тем более хорошая идея уже имелась: в 1975 году ее подал Билл Бауэрман. Однажды он, как обычно, допивая свой утренний чай, бросил взгляд на стоящую рядом вафельницу. Какой интересный рельеф — надо попробовать использовать его для подошвы, наверняка это улучшит отталкивание от земли и уменьшит вес обуви!

Вскоре в продажу поступили кроссовки с «вафельным» рисунком подошвы. Это был первый самостоятельно разработанный продукт компании, который вскоре стал самой продаваемой беговой моделью.

Тогда же к названию Nike добавилась эмблема, используемая до сих пор. Имитацию крыла богини Ники придумала студентка-дизайнер Кэролин Дэвидсон. Найт увидел в ней «галочку», символизирующую скорость и движение», и назвал ее Swoosh («пролетающий со свистом»). За свою работу Дэвидсон получила всего 35 долларов. Правда, позже справедливость восторжествовала: Фил Найт подарил ей акции Nike и золотое кольцо с эмблемой компании, украшенное бриллиантами.

«ВЕЧНАЯ» АМОРТИЗАЦИЯ

Однажды в офисе компании Nike появился странный очкарик в поношенной одежде, со штаниной, заправленной в носок. Он извлек из сумки баллон с полиуретаном, поставил его на стол и заявил: «Я сделаю для вашей обуви амортизацию, которая будет служить вечно». К слову, в тот момент как никогда остро стоял вопрос, как сделать подошвы более износоустойчивыми. Бизнесмены странному посетителю не поверили и отправили восвояси. А ведь это был ученый-авиа-инженер из NASA Фрэнк Руди. Фрэнк отправился к конкурентам Nike, но и те ему отказали. Пришлось вернуться к Филу Найту, который на этот раз пересмотрел свое решение. Это была революция в мире спортивной обуви.

Результатом стали кроссовки Tailwind («попутный ветер»), выпущенные в 1979 году. Инновация заключалась в воздушной подушке, основой которой служил полиуретан, накачанный газом. Во время движения он деформировался, но за считанные секунды принимал прежнюю форму. Позже система получила свое знаменитое название Nike Air.

Спортивный дебют компании Nike состоялся еще на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене — американская сборная была экипирована в «найки». А уже на Играх 1984-го 58 спортсменов в кроссовках Nike выиграли медали разного достоинства.

В 1985 году Nike заключила свой самый знаменитый рекламный контракт — с подающим надежды баскетболистом Майклом Джорданом. Специально для него были созданы кроссовки Air Jordan с броским черно-красным дизайном. Самому Майклу они понравились, а вот представителям NBA нет — обувь не вязалась с цветовой гаммой официальной формы команды. Джордана предупредили: если он не снимет «найки», его ждет штраф 1000 долларов. Однако спортсмена это не напугало: он остался в кроссовках и стал регулярно выплачивать штрафные. Его гонорары в Nike с лихвой все окупали.

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

После выпуска кроссовок с системой Nike Air покупателям стало интересно: что за воздушная подушка содержится внутри? Производители поспешили удовлетворить их любопытство и в 1987 году выпустили специальную коллекцию Visible Air. В этих кроссовках была увеличена видимая воздушная камера и смещена к краям подошвы. Партию тут же раскупили.

Переход Nike от исключительно спортивного к бренду, выпускающему повседневную одежду и аксессуары, был долгим. В начале 1980-х компания потихоньку начала пополнять ассортимент, следом представила женскую линию. В 1986 году выпустила отдельную линейку бюджетной спортивной обуви Street Socks. Продолжались и рекламные кампании. Для участия в роликах приглашались спортсмены первой величины — Мария Шарапова, Роналдо, Роналдиньо и др.

Появился и собственный слоган: Just do it. По слухам, рекламная фирма, его создавшая, просто переформулировала слова известного серийного убийцы. Перед тем как отправиться на виселицу, он прокричал: Let’s do it! («Давайте сделаем это!») Рекламщики фразу немного переиначили, и руководство не обратило внимания на ее сомнительное происхождение. Используется детский труд. Из-за этого уже не раз поднималась шумиха, но руководству удавалось решать вопросы мирным путем.

В 2004 году Фил Найт покинул свой пост. Сейчас его занимает не менее талантливый руководитель Марк Паркер, на счету которого уже много интересных брендовых решений. К примеру, вместе с компанией Apple они запустили совместный проект Nike + iPod. Теперь можно бегать, слушая музыку и одновременно подсчитывая технические характеристики бега.

Кстати, на портале NikeiD в Интернете каждый может создать собственный дизайн кроссовок и заказать их у Nike. Чувство, что ты сам стал дизайнером, — неповторимо!

ДОСТИЖЕНИЯ КОМПАНИИ

1971 г. — придумана эмблема Nike — Swoosh.

1975 г. — разработана «вафельная» (рифленая) подошва кроссовок.

1979 г. — выпуск кроссовок Tailwind с «воздушной подушкой» (новой системой амортизации).

1985 г. — заключен рекламный контракт с Майклом Джорданом.

1986 г. — появление в продаже линии повседневной одежды от Nike.

1987 г. — выпуск кроссовок Visible Air с видимой «воздушной подушкой».

1993 г. — Nike приходит в Россию.

2003 г. — покупка фирмы Converse.

2010 г. — выпуск коллекции бутс из переработанных пластиковых бутылок к Чемпионату мира по футболу в ЮАР.

2013 г. — выпуск жилета, который во время бега подстраивается под температуру тела.

ДАРЬЯ БИОГРАФИЯ, Саша ТУМАНОВА

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Subscribe to RSS Feed Следите за мной на Twitter!