Невидимый город генсеков

Каждый мегаполис с солидной историей помимо видимой части имеет еще и невидимую, подземную. Вот и в Москве есть Метро-2, все данные о котором покрыты завесой секретности.

От главного метро секретный «дублер» отличается безлюдностью, размерами, большей глубиной залегания и аскетичностью убранства. А как иначе? Метро-2 должно не решать транспортные проблемы, а укрывать руководство страны и военное командование в случае ядерного конфликта или же способствовать их эвакуации в безопасное место. Также подразумевается возможность перебрасывать под землей войска вместе с техникой, в случае если боевые действия развернутся непосредственно на территории столицы.

Без блеска и мрамора

Проложены линии тайного метро на глубине от 50 до 250 метров, что объясняется последовательностью строительства этих коммуникаций: сначала приступили к прокладке обычного метро, и лишь затем часть технических тоннелей стали использовать под нужды новой подземки.

Если первое в стране московское метро играло еще и роль своего рода парадного фасада страны, то его тайный дублер заточен под чрезвычайные ситуации. Электровозы здесь простые, но надежные, способные питаться не только от контактной сети, но и от аккумуляторов. Станции не отделаны мрамором, а представляют собой обычные платформы. Рельсы утоплены в бетон таким образом, чтобы при необходимости по тоннелям могла передвигаться и автомобильная техника. Контактные рельсы отсутствуют.

Размеры Метро-2 оценить трудно, по всей видимости, речь идет о четырех основных линиях, длина самой большой из них — Чеховской — превышает 60 километров.

В современном виде эти подземные коммуникации связывают Кремлевский комплекс с некоторыми объектами на Арбате и зданием Министерства иностранных дел в районе Смоленской набережной. Далее они тянутся в сторону Парка Победы и бывшей сталинской Ближней дачи в Кунцево.

Звезда для Андропова

Говорят, за Метро-2 отвечают два ведомства — Служба спецобъектов Главного управления специальных программ Президента (возникшая на базе бывшего 15-го Главного управления КГБ СССР) и 9-е Центральное управление Министерства обороны. Оно и понятно: часть подземного города ориентирована на выполнение военных задач, а часть — на обеспечение безопасности высшего руководства.

Создание Метро-2 началось еще во время Великой Отечественной войны. В период фашистских бомбардировок Москвы на станции «Кировская» Сталину оборудовали бомбоубежище с рабочим кабинетом, узлом связи, комнатой для членов Политбюро и пр. Обычные поезда на станции не останавливались, платформу отделили от путей фанерной стеной. Охрану вождя это не устраивало, по ее настоянию началась прокладка специальной подземной линии от Кремля до Ближней дачи, завершившаяся только в начале 1950-х.

Угроза ядерной войны дала толчок строительству новых линий. Судя по разным источникам информации (кстати, официально неопровергнутым), одна из них — т. н. Совминовская — начинается от Дома правительства (бывшего здания Совета министров РСФСР) и, возможно (но не обязательно), связана с Кунцевской веткой. Частично проходя под Кутузовским проспектом, далее она пересекает Киевский вокзал, где находится бункер связи. Одна из станций, вероятно, расположена под гостиницей «Украина». Далее, проходя под Бережковской набережной и Мосфильмовской улицей, линия завершается в районе спецавтобазы Федеральной службы охраны.

Есть версии, что в октябре 1993-го часть защитников Белого дома покинули его именно через подземные коммуникации (но по линиям ли Метро-2 — большой вопрос).

Совминовскую линию завершили к лету 1974 года. Леониду Брежневу продемонстрировал и правительственный бункер, полагающиеся каждому члену ЦК апартаменты площадью до 180 квадратных метров с кабинетом, комнатой отдыха, пищеблоком и санузлом. Возможно, именно по итогам этого визита курировавший работы Председатель КГБ Юрий Андропов был награжден Звездой Героя Социалистического Труда. Хотя официальная формулировка звучала более расплывчато: «за большие заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством и в связи с шестидесятилетием со дня рождения».

Вход в «преисподнюю»

Из других линий и веток стоит выделить зону, начинающуюся под Раменками, где находятся депо, станция техобслуживания и бункер для местных жителей. По словам бывшего мэра Москвы Гавриила Попова, эта сверхсекретная линия ведет к зданию ЦК КПСС, а затем к правительственному аэропорту Внуково-2, и именно через нее в августе 1991 года эвакуировались члены ГКЧП.

В Раменках же на глубине 180-200 метров находится и крупнейшей в Москве подземный бункер, рассчитанный на 15 тысяч человек и соединенный тоннелями с другими объектами.

Американский журналист в 1992-м писал: запасов для этого подземного города хватит лет на 30.

Для соединения центральных районов с Раменским комплексом существует еще одна 25-километровая линия, тянущаяся от Генерального штаба до НИБО «Наука». Подобравшиеся к ней от обычного метро диггеры наткнулись на двойные ворота и поделились впечатлениями: «До часу ночи здесь (между воротами) темно, хотя у самых вторых ворот установлены два сильно запыленных прожектора, да и лампы идут по потолку. К сети рабочего освещения подключен один прожектор… Пространство между рельсами занимает арматурная сетка с двумя люками (на замках). Перед самыми вторыми воротами есть дренажная решетка…»

А в 1996 году на базе бывшего Запасного командного пункта Верховного главнокомандующего Сталина был открыт филиал Музея вооруженных сил в Измайлово. По данным авторов экспозиции, объект соединен с Кремлем 17-километровой подземной дорогой. Но относить этот пункт к Метро-2 все же неправильно.

На самом деле пробраться к Метро-2 можно отнюдь не со всякой станции обычного метрополитена, которые тоже строились изначально и как бомбоубежища. И совсем не факт, что коридор, который диггер относит к секретным, не является техническим тоннелем обычного метрополитена.

Основываясь на данных перестроечной прессы и донесениях собственной разведки, в 1991 году Министерство обороны США опубликовало доклад «Военные силы в переходный период» с приложенной к нему схемой Метро-2, которая, конечно же, не является истиной в последней инстанции. И сам термин «Метро-2» появился только в 1992-м, когда были опубликованы главы из романа Владимира Гоника «Преисподняя», действие которого разворачивается в подземных московских бункерах.

Тогда, на пике интереса к этой теме, размеры Метро-2 в журналистских публикациях стали приобретать гомерические размеры: считалось, что они уходят далеко в Подмосковье.

Подземный город неплохо хранит свои тайны. Бывший начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев на вопрос: «Существует ли Метро-2?» ответил коротко: «Я бы удивился, если бы его не существовало».

ПРАВИТЕЛЬСТВА ЛЮБЯТ ГЛУБИНУ

В Вашингтоне объекты Капитолия соединены системой правительственного метро из трех линий, причем посетители могут передвигаться по нему только в сопровождении одного из служащих.

В Пекине в качестве подземных убежищ для высшего руководства, а также для обеспечения военных коммуникаций забронированы три станции т. н. «Линии-1». Их существование не засекречено.

А в столице КНДР Пхеньяне, на глубине около 300 метров, расположены секретные тоннели для эвакуации высших руководителей в случае чрезвычайных ситуаций.

ТАЙНЫ СССР, Дмитрий МИТЮРИН

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Subscribe to RSS Feed Следите за мной на Twitter!