«Купчиха за чаем». Гостья из прошлого

«Купчиха за чаем». Гостья из прошлогоЭта колоритная, жизнеутверждающая картина — самое известное полотно Бориса Кустодиева. Трудно поверить, что художник писал ее, будучи тяжело больным человеком…

Кустодиева часто сравнивали с Рубенсом. Поводом для этого стали его портреты «волжских Данай», как художник любовно называл свои модели — дородных, пышущих здоровьем женщин. «Худые женщины на творчество меня не вдохновляют», — заметил он однажды.

Еще будучи студентом Петербургской Академии художеств, Борис участвовал в написании грандиозной по своим масштабам картине «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Окончив учебу, молодой художник много ездил по России, работая над жанровыми картинами для серии «Ярмарки». В 1921 году написал портрет своего кумира Федора Шаляпина, который позже был признан лучшим портретом великого артиста. Но самой известной его работой стала «Купчиха за чаем», украшающая сегодня один из залов Русского музея в Санкт-Петербурге.

«Купчиха» создавалась в петроградской квартире мастера в трудное для страны время — шел 1918 год. Кустодиев тяжело болел: в 1909 году у него диагностировали опухоль позвоночника. Передвигаться мог только в инвалидном кресле, но болезнь не сломила его дух: он продолжал активно работать. За последние 15 лет своей жизни из-под его кисти вышло не менее сотни картин.

Моделью для «Купчихи» стала соседка Кустодиева и приятельница его жены, студентка медицинского факультета Галина Владимировна Адеркас — урожденная баронесса, продолжательница древнего рода ливонских рыцарей. Конечно, в те голодные годы скромная студентка не могла иметь таких богатых форм, какие мы видим на картине, их дополнило воображение автора. В дальнейшем жизнь модели сложилась довольно интересно. Окончив университет, Галина некоторое время работала врачом, потом оставила эту профессию и занялась искусством: озвучивала кинофильмы, пела в хоре и даже выступала в цирке.

Складывается впечатление, что на картине отражен быт какого-то тихого уездного городка России. На самом деле весь задний план с маковками и шпилями церковных куполов написан художником по воспоминаниям. Не было на столе и арбуза. Да и вся картина — дань памяти: она рассказывает о жизни, с которой покончено навсегда.

Впервые «Купчиха» была представлена публике в апреле 1919 года на первой выставке свободных художников во Дворце искусств, разместившейся в залах Зимнего дворца. Там, где совсем недавно жила царская семья, теперь висели картины, в основном, революционной тематики. Однако всеобщее внимание привлекала «Купчиха за чаем», вывешенная в центре одного из залов, апофеоз изобилия и благополучной сытой жизни, оставшейся далеко в прошлом…

ДАРЬЯ БИОГРАФИЯ, Константин РИШЕС

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Subscribe to RSS Feed Следите за мной на Twitter!