«Крот» Хрущева

«Мы вас, империалистов, из-под земли достанем», — это заявление Хрущева бурно обсуждалось в мире. Интересовала «мелочь»: использовал советский лидер метафору или угроза носила конкретный характер?

Возможно, первым, кто высказал идею создания аппарата, способного продвигаться под землей, был французский писатель Эмиль Шамб (1850-1902) в романе «К Южному полюсу».

Однако не фантаст, а талантливый инженер Петр Рассказов работал над проектом реального геохода, но в 1918 году был убит агентами немецкой разведки. Чертежи исчезли, но… именно в Германии проект имел продолжение.

От создаваемого нацистами «Змея Мидгарда» остались фрагменты конструкции, найденные в 1945 году в штольнях под Кёнигсбергом, а также чертежи, из которых следует, что машина могла принимать на борт до пяти человек экипажа и развивать скорость под землей в мягком грунте до 10 метров в час. Таких «змеев» немцы собирались использовать при высадке в Британии, предварительно доставив их к побережью на подводных лодках.

Атомный удар из-под земли

В Советском Союзе проблемой занялись при Хрущеве, когда возникла идея использовать в подобных аппаратах атомные реакторы. Для разработки схемы прохождения грунтов тщательно наблюдали за кротами, изучая, как они двигаются и утрамбовывают землю. Неудивительно, что и сам аппарат окрестили «Боевым кротом», причем зверек получился немаленьким — длиной 35 и диаметром 3,8 метра.

Электроснабжением подземной лодки занимался ленинградский профессор Бабат, предложивший использовать высокочастотное излучение. Способами передвижения в горных породах занимались профессор Покровский и академик Сахаров.

Покровский считал, что, помимо механического воздействия, эффектно разрушать горные породы могут пузырьки газа или пара. Сахаров же, которого подключили к проекту как атомщика, высказал мнение, что при усовершенствовании ядерного двигателя, двигаясь в облаке раскаленных частиц, подземная лодка сможет развивать скорость в десятки и даже сотни километров. Но это, разумеется в теории. А пока следовало материализовать то, что имелось в пробном проекте.

В 1962 году вблизи крымского поселка Громовка построили секретный завод, в стенах которого и создали новое чудо техники. Корпус первого опытного образца изготовили из титана. Экипаж состоял из пяти человек, помимо которых, на борту могли находиться 15 десантников и тонна взрывчатки. Решили, что атомные «кроты» будут устанавливаться на атомных же подводных лодках, которые доставят их к берегам Калифорнии. Далее аппаратам предстояло достигнуть районов с высокой сейсмической активностью и встряхнуть «американские горки» под видом обычного землетрясения.

Разумеется, в случае полномасштабной войны можно было не стесняться, произведя полноценные ядерные взрывы. Предполагался и другой вариант — с уничтожением подземных бункеров и ракетных шахт противника, а также с закладкой ядерных зарядов под стратегические объекты.

Тайна горы Благодать

Опытный образец демонстрировался членам правительственной комиссии в Ростовской области и подмосковном Нахабино. С феерической для подобных машин скоростью до семи километров в час боевой «крот» двигался в разных слоях грунта.

Решающие испытания прошли в сентябре 1964 года в районе горы Благодать на Урале. «Крот» углубился в толщу горных пород на расстояние в 10 километров. А потом произошел подземный ядерный взрыв, приведший к обрушению тоннеля, уничтожению лодки и гибели экипажа под командованием полковника Семена Будникова.

Относительно того, что именно произошло, звучали самые разные версии, включая диверсию иностранных спецслужб, вмешательство внеземных цивилизаций или пришельцев из других измерений. Так или иначе, но проект свернули и вроде бы больше к нему не возвращались.

Правда, в 1970-х годах американцы возбудились от информации о якобы имеющемся у СССР подземном флоте и стали создавать нечто подобное, но выяснилось, что им специально подкинули дезу.

Более свежих сведений относительно создания подземных лодок на сегодняшний день не имеется. Впрочем, кроты света не любят.

ТАЙНЫ СССР, Дмитрий МИТЮРИН

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Subscribe to RSS Feed Следите за мной на Twitter!