«Королева бензоколонки»

Эту веселую комедию советские критики назвали халтурой, образцом пошлости и бескультурия. Но прошло не так уж много времени, и те же критики назвали ее одной из лучших. Во всяком случае, большинству современных «шедевров» до нее еще расти и расти.

Сколько всего пришлось пережить съемочной группе, прежде чем фильм дошел до зрителя! Заменяли исполнительницу главной роли, чуть не выгнали режиссера. Да эту картину вообще собирались закрыть, съемки были остановлены на полгода. А когда она вышла на экраны, исполнительница главной роли заявила, что считает эту работу большой ошибкой.

«НУЖНО БОЛЬШЕ СЕКСА»

Идея комедии родилась у сценариста Петра Лубенского в дороге: автобус, на котором он ездил на работу, часто останавливался у одной бензоколонки. Жара, утомленные водители и пассажиры, хмурый заправщик с опухшим лицом нехотя заливает бензин… А почему бы на его месте не работать симпатичной девушке? Столько забавных ситуаций могло бы произойти! Он поделился мыслями с руководством киностудии имени Довженко. Идею одобрили и нашли режиссера — Николая Литуса. Дело было за малым: превратить идею в сценарий.

Соавторы отправились в ирпенский Дом творчества писателей и принялись за дело. «Утром вставали, обсуждали, потом Петр Александрович мне говорил: идите, играйте в бильярд. Потом обед, отдых… А вечером смотрю: текст уже напечатан на машинке», — вспоминал режиссер. Известный фельетонист Лубенский и впрямь молниеносно сочинял смешные диалоги. Через месяц соавторы решили показать свой труд Григорию Александрову. Дочь Лубенского потом рассказывала: «Александрову очень понравился сценарий. «Но надо, чтобы ваша Людмила по уши влюбилась в какого-нибудь молодого шофера или дорожного автоинспектора. Нужно больше секса!» — сказал он. Папа подумал и все-таки решил обойтись без поцелуев в диафрагму. Главная героиня получилась чистой девушкой, которая притягивала к себе людей, как магнит».

Кстати, фамилия героини вызывала недоумение у большинства зрителей — надо же такое выдумать — Добрыйвечер! Но для Украины, где сочинили и сняли эту комедию, такая фамилия — дело обычное. Во всяком случае актер Борис Сичкин в книге «Я из Одессы! Здрасьте!» вспоминал о боксере Добрыйвечер, который выступал в 1920-х годах.

ФИТЮЛЬКА НА РОЛИКАХ

Оставалось найти героиню, которая покорила бы сердца миллионов. Литус искал девушку модельной внешности и после долгих проб утвердил эстонскую красотку Терье Луйк. Она недавно дебютировала в кино, сыграв сестер-близнецов в «Опасных поворотах», и действительно была чудо как хороша. Девушка, как и положено королеве красоты, гордо несла себя в массы, позволяя любоваться своей персоной. После полугода работы стало понятно: получается все что угодно, только не комедия. Актрису сняли с роли. Кстати, больше она не снималась. Терье работала в Москве редактором на телевидении, а в начале 1990-х годов уехала в родную Эстонию и поселилась на отдаленном хуторе.

В группу пришел и новый режиссер — Алексей Мишурин. Он уговорил начальство оставить на работе Николая Литуса, которого за срыв картины собирались увольнять. Утвердили другую актрису, Надежду Румянцеву. Смущало только одно: героине 18 лет а исполнительнице — 32. Но у актрисы бывали и не такие роли. К примеру, в «Морском охотнике» она сыграла 10-летнюю пионерку, когда самой было уже за двадцать, а в 27 лет в фильме «Звездный мальчик» перевоплотилась в чумазого паренька-подростка. Актриса настолько вошла в образ, что шоферы порой принимали ее за настоящую сотрудницу заправки. Однажды подъехал грузовик, водитель потребовал залить бензин. На что Румянцева заявила: «Я машину заправлять не буду. Она грязная, водитель не брит!» Шофер даже не понял, что заправка бутафорская, и потребовал начальника. На зов явился актер Андрей Сова, подтвердивший, что хамов на этой заправке не обслуживают. Водитель вышел из себя, обозвал заправщицу фитюлькой и потребовал жалобную книгу. Явился еще один представитель власти — инспектор ГАИ. Конечно, это тоже был актер — Павел Винник в милицейской форме. Когда несчастный шофер подумал, что окончательно сходит с ума, ему все разъяснили. Только тогда он понял, что перед ним та самая Тося из «Девчат» (фильм только что появился в прокате). Водитель извинился, и Румянцева угостила его апельсином, который он пообещал засушить на память. Этот эпизод так понравился режиссерам, что они решили оставить его в фильме. Только апельсин заменили яблоком.

ПАРЕНЕК ИЗ НАРОДА

Помните, как Людмила угощает водителя автобуса Славу Кошевого? Эта роль досталась Юрию Белову.

Мишурин объяснил выбор актера так: «Нам был нужен парень из народа. Внешность Белова идеально подходила под типаж советского парня. Юра тогда был на взлете карьеры, он уже снялся в суперпопулярных фильмах «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса», «Весна на Заречной улице», но в нем не было ни капли звездности. Кроме того, возникла идея пригласить на роль киномеханика Тараса Алексея Кожевникова. Это трио — Румянцева, Белов и Кожевников — полюбилось зрителям еще со времен «Неподдающихся».

А вот как вспоминала работу с Беловым Надежда Румянцева: «Мы с Юрой очень дружили еще со ВГИКа, вместе играли в дипломном спектакле. Мы с ним всегда рядом очень хорошо смотрелись. Может быть, поэтому нас и в кино старались снимать вместе. На съемках «Королевы…» Юра в шутку возмущался, что я снова не отвечаю его герою взаимностью. Говорил — смотри, Надежда, доиграешься. Если в следующей картине опять дашь от ворот поворот, убью и соперника, и тебя, и себя. К сожалению, другого раза не случилось…»

ЗАЛЕЙТЕ ПОЛНЫЙ БАК!

Кинематографисты долго не могли найти место для съемок. Наконец подходящая автозаправка обнаружилась на трассе Киев — Харьков, недалеко от города Пирятин Полтавской области. Однако на действующем объекте снимать запретили: осветительная аппаратура была пожароопасной — мало ли что? Поэтому рядом пришлось строить макет точно такой же бензоколонки. Но асфальт оказался недостаточно ровным для катания на роликах, поэтому в Киеве в одном из павильонов киностудии имени Довженко выстроили еще одну заправку с идеально гладким полом.

Если проблемы с оборудованием удалось разрешить легко, то с некоторыми артистами пришлось повоевать. Немало неудобств доставлял актер Николай Яковченко, сыгравший руководителя-бюрократа Лопату. Уж больно сильно он «дружил» с зеленым змием. «Николай Федорович был талантливейшим человеком, но его ни на секунду нельзя было оставить одного в гримерной. Только зайдет и усядется, чтобы его гримировали, как тут же начинает канючить: «Ой, девочка, принеси стакан водички…» Гримерша вышла, а на полках лосьоны, одеколоны… Возвращается пузырьки пусты! И смех и грех», — рассказывал Литус.

Пришлось повозиться и с петухом, который восседал на колонке. Птицу привезли супруги-дрессировщики из киевского цирка. Во время съемок они сидели на площадке, а Петруша по их команде должен был кукарекать. Дрессировщики сами накукарекались до изнеможения, но петух упорно молчал. Кто-то посоветовал угостить его самогонкой. «Приняв на грудь», петух начал кукарекать так, что его было не остановить.

— Грубить не каждый умеет. Тут талант надо иметь!

***

— Кино — в массы, деньги — в кассы!

***

— Судя по началу, жертвы будут!

***

— А кто письмо-то написал?

— А-но-ним!

— Дал же Бог фамилию…

***

— Я семнадцать лет на бензоколонке работаю и, кроме благодарности, никаких взысканий не имею.

ДАРЬЯ БИОГРАФИЯ, Ксения ЛОГИНОВА

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Subscribe to RSS Feed Следите за мной на Twitter!