«Кинопанорама». По ту сторону экрана

«Кинопанорама». По ту сторону экранаЕдва услышав вступление к композиции «Прости мои детские капризы» в исполнении оркестра Поля Мориа, советские зрители спешили к голубым экранам: начиналась «Кинопанорама»…

В 1962 году режиссер Центрального телевидения Ксения Маринина и несколько ее соратников задумали передачу, которая должна была развивать эстетический вкус зрителей, стать для них проводником в мире кино. Предполагалось выпускать ее в форме тележурнала, имеющего несколько рубрик: рассказ о новых художественных и документальных фильмах, сюжеты о прошлом кинематографа, репортажи со съемочных площадок страны, встречи с известными мастерами и дебютантами, информация о премьерах, кинофестивалях и работе зарубежных кинодеятелей.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

«Кинопанорама» впервые вышла в эфир 21 октября 1962 года, и вел ее Зиновий Гердт.

В те времена все передачи шли вживую, и это создавало определенные трудности. Например, чтобы освещать работу Московского кинофестиваля, временный штаб «Кинопанорамы» развернули в гостинице «Москва», где жили иностранные кинематографисты, и вели трансляцию прямо оттуда. В прямом эфире прошла встреча с Джульеттой Мазиной и Федерико Феллини; гостями импровизированной студии стали режиссеры Микеланджело Антониони и Анджей Вайда, актеры Софи Лорен, Симона Синьоре, Ив Монтан и многие другие…

Из-за гастролей и съемок Зиновий Гердт не мог регулярно вести программу, его заменяли другие актеры. За все годы существования передачи в кресле ведущего побывали около 40 человек. Но настоящий взлет «Кинопанорамы» начался в 1966 году, когда ее ведущим стал Алексей Каплер.

ТОТ САМЫЙ КАПЛЕР

Видный деятель Союза кинематографистов СССР, вице-президент Международной гильдии сценаристов, Каплер являлся «ходячей энциклопедией» кино. Это был тот самый «пострадавший от Сталина Каплер», умудрившийся в 40 лет закрутить роман с 16-летней дочерью вождя народов и поплатившийся за это десятью годами лагерей и ссылки.

Он умел расположить к себе публику без всяких заигрываний, покоряя ее обаянием собственной личности. Передачу вел от первого лица, перед камерой держался свободно и непринужденно; мог вспомнить к месту анекдот или рассказать о происшествии, случившемся с ним на днях. Однажды собеседница в студии по ошибке назвала его Александром Яковлевичем и, смутившись, умолкла. Алексей Яковлевич подбодрил ее: «Ничего, зовите меня просто Васей!»

С 1970 года «Кинопанорама» начала выходить в записи. Это исключало накладки, но, с другой стороны, что-то теперь могли вырезать по цензурным соображениям. Каплера это не устраивало, и в 1972 году он покинул передачу.

В течение нескольких лет «Кинопанораму» вели разные деятели кино. Дольше всех на этом месте задержались Рудольф Фурманов и Георгий Капралов, однако Каплеру они заметно проигрывали.

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

Новый расцвет «Кинопанорамы» связан с именем Эльдара Рязанова, который вел ее с 1979 по 1985 год. Обаятельнейший человек, прекрасный собеседник, обладавший профессиональными знаниями и широким кругозором, он вдохнул жизнь в угасающую программу.

На первой же записи Рязанов отказался читать подготовленный редактором текст. «Я покорно попробовал прочитать текст, делая вид, что не заглядываю в него, но чужие слова застревали в горле и в моем исполнении звучали очень неестественно. Я взбунтовался, отложил текст и начал говорить обо всем не только своими словами, но и своими мыслями…» — напишет он позже.

Эльдар Александрович принимал активное участие в подготовке выпусков, находил интересные темы, ввел традицию показывать в конце программы новые мультфильмы. «Брэк», «Тяп-ляп, маляры», «Летучий корабль» и другие мультшедевры зрители впервые увидели благодаря «Кинопанораме».

Из-за сильной загруженности режиссер не мог вести передачу постоянно и сам предложил кандидатуру второго ведущего — кинодраматурга Даля Орлова. Однако зритель все-таки отдавал предпочтение выпускам с Рязановым.

Впоследствии Эльдар Александрович признавался, что с наступлением перестройки «Кинопанорама» перестала соответствовать духу времени. Когда он ушел из передачи, ее покинул и Даль Орлов. Ведущие снова стали часто меняться…

Последние шесть лет «Кинопанораму» вел актер и драматург Виктор Мережко. Его приход в программу в 1989 году вызвал последний всплеск ее популярности. Эрудированный и элегантный ведущий импонировал зрителю. Некоторые прежние рубрики при нем были забыты, зато много внимания он уделял молодым кинематографистам, освещал работу новых кинофестивалей: «Ники», «Кинотавра».

ЯРКИЕ СТРАНИЦЫ

Немало интересных гостей побывало в студии «Кинопанорамы». Здесь давала интервью неподражаемая Фаина Раневская; запомнилась зрителям и встреча с неувядающей Любовью Орловой. Никто не мог представить, что на съемку 73-летнюю кинодиву привезли из больницы, и буквально через несколько дней ее не станет.

Иногда создатели готовили тематические передачи: например, «Женщина в кино», «70 лет советскому кинематографу» или юбилейный выпуск к 20-летию «Кинопанорамы», когда Рязанов собрал в студии десятки актеров, режиссеров, бывших ведущих — тех, кто был причастен к созданию программы.

Порой целый выпуск посвящался личности одного актера или режиссера. Так, в 1983 году вышла передача о великой Анне Маньяни, в 1991 году — о Владимире Басове.

В январе 1980 года Ксения Маринина пригласила в студию Владимира Высоцкого. Эта трехчасовая запись стала первой и последней записью артиста на телевидении. В эфир передачу не пустили, но позже пленку использовали в документальном фильме о Высоцком.

Когда стали появляться новые телеканалы и другие передачи о кино, зрительский интерес к «Кинопанораме» начал угасать. В 1995 году ее убрали из сетки вещания Первого канала.

ДАРЬЯ БИОГРАФИЯ, Татьяна СМИРНОВА

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Subscribe to RSS Feed Следите за мной на Twitter!