«Ирония судьбы, или С легким паром!» Новогодняя сказка для взрослых

«Ирония судьбы, или С легким паром!» Новогодняя сказка для взрослыхЕсть в России такая традиция: 31 декабря смотреть «Иронию судьбы…» Этот фильм давно стал для нас атрибутом встречи Нового года — таким же, как бутылка шампанского, мандарины и салат оливье.

Однажды известный своими розыгрышами Никита Богословский подшутил над напившимся до бессознательного состояния приятелем: заплатив десятку проводнице, отправил его на поезде в Киев. Бедолага очнулся уже в столице Украинской республики. Чем закончилась история, неизвестно, но она послужила толчком к полету творческой фантазии двух соавторов — Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского. В 1969 году они написали пьесу «Ирония судьбы, или Однажды в новогоднюю ночь…».

«КОМЕДИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ КОРОТКОЙ!»

По словам Рязанова, идею об экранизации ему подсказала жена. Сценарий для фильма получился довольно объемным. Двухсерийная комедия о похождениях подгулявшего доктора? На «Мосфильме» о таком и слышать не хотели. Две серии — это для эпохального кино, а комедия должна быть динамичной, короткой. Рязанов ничего не желал сокращать: считал, что этим убьет главное в собственном замысле, не сумеет раскрыть, как в течение одной ночи сблизились два человека, оказавшиеся рядом по недоразумению. «Мне хотелось создать ленту не только смешную, но и лирическую, грустную, насыщенную поэзией, — пишет Рязанов в своей книге «Неподведенные итоги», — чтобы эта лента стала рождественской сказкой для взрослых». И действительно, в «Иронии судьбы…» звучит много стихов и песен на музыку Микаэла Таривердиева.

Получив отказ на «Мосфильме», Рязанов обратился на телевидение, где приветствуются многосерийные зрелища. Гостелерадио согласилось профинансировать постановку, и тогда «мосфильмовское» руководство предоставило режиссеру свою производственно-техническую базу.

НЕУЖЕЛИ МАЛО СВОИХ АКТРИС?

Рязанова часто спрашивали: почему он доверил роль ленинградской учительницы польской актрисе, неужели не нашлось своих? Конечно, их немало, и Рязанов пригласил на пробы Людмилу Гурченко, Светлану Немоляеву, Антонину Шуранову, Алису Фрейндлих. Но ни одна из проб не удовлетворила режиссера. Он представлял Надю тонкой, без тени вульгарности, душевной и красивой женщиной с горьким прошлым, независимой, но при этом немного беззащитной. Эльдар Александрович вспомнил о польской картине «Анатомия любви» и отыскал телефон Барбары Брыльской.

Прочитав сценарий, актриса поспешила в Москву. После первых же проб Рязанов понял, что героиня найдена: «.. .в ней угадывалась, как это ни странно, подлинно ленинградская интеллигентность, она подходила по возрасту… За ее очаровательной внешностью чувствовалась биография, прожитая жизнь, нелегкая судьба».

Режиссеру не пришлось раскаиваться в своем выборе. Брыльска демонстрировала поразительную достоверность в драматических сценах, на площадку приходила, наизусть зная текст на чужом языке, выучив слова песен. Но из-за акцента Барбару пришлось озвучивать другим актрисам. В кадре ее героиня говорит голосом Валентины Талызиной, а поет за нее Алла Пугачева. Некоторое время это оставалось тайной для зрителей, потому что в титрах об этом нет ни слова.

Женю Лукашина очень хотел сыграть Андрей Миронов. Однако Рязанов на это не пошел, как тот ни уговаривал: ну, кто тогда поверит, что герой не пользуется успехом у женщин? Второй претендент, Петр Вельяминов, не обладал комедийным талантом. Станислав Любшин сам отказался, узнав, что намечается конкурс проб из подготовленных пар артистов. И тут ассистент режиссера Наталья Коренева предложила кандидатуру Андрея Мягкова, которого Рязанов считал актером сугубо драматическим. Пробы с ним оценили как «попадание в яблочко», а когда начались съемки, актер так удачно импровизировал в кадре, что Рязанов поверил в безграничные возможности этого исполнителя. Играть человека в сильном подпитии, хамить и при этом оставаться смешным, суметь очаровать зрителя — такая задача по плечу не каждому.

Ипполита должен был играть Олег Басилашвили, для него уже были сшиты костюмы. К несчастью, в самом начале съемок актеру пришлось хоронить отца, потом в БДТ пошли бесконечные замены из-за смерти Ефима Копеляна, а время поджимало, зимняя натура уходила… По просьбе Рязанова картину спас Юрий Яковлев, подходивший по фактуре, темпераменту и даже размеру одежды. Яковлев великолепно вписался в роль, другого Ипполита нам и не представить. И все-таки Басилашвили промелькнул в одном кадре: когда Надя поднимает из снега фотокарточку Ипполита, видно, что это лицо Олега Басилашвили. Переснять эпизод не успели — снег растаял.

ГДЕ ЭТА УЛИЦА, ГДЕ ЭТОТ ДОМ…

Зрители-ленинградцы гадали, в каком же районе живет Надя Шевелева. Ее маршрут от Московского вокзала до дома выглядит уж очень странно: Исаакий, Невский проспект перед Пушкинским театром, Фонтанка, набережная у Петропавловки… На самом деле «Надин» микрорайон находится не в городе на Неве, а в столице. В феврале-марте 1975 года, когда снимали фильм, зима выдалась на редкость малоснежной. Старожилы с проспекта Вернадского вспоминают, как ребятишки соскребали последний снег — лепили снежки для эпизода, где Лукашин «пуляет» их вслед машине Ипполита.

Снегопад изображали при помощи пенопласта, бумаги и ветродуя. Съемки проходили в двух одинаковых домах экспериментальной застройки — то-то зрители удивлялись, откуда в типовых домах такие просторные парадные. И хотя ни в Питере, ни в Москве на тот момент не имелось 3-й улицы Строителей, сама ситуация выглядела не столь уж фантастической. Во всех концах Союза новостройки штамповались «под копирку», и как минимум в двух из десяти квартир можно было увидеть одинаковые мебельные гарнитуры.

Кстати, несмотря на «пенопластовую» зиму, Юрий Яковлев на тех съемках чуть не простудился. В сцене, где он в пальто залезает в ванну, из душа на самом деле текла холодная вода, и знаменитая фраза: «О, тепленькая пошла!» у него вырвалась спонтанно.

ЗА ДОСТОВЕРНОСТЬ!

Традиционную встречу друзей в бане снимали вовсе не в Сандунах, а в холодном «мосфильмовском» павильоне поздней ночью. Установили банные скамейки, весы, привезли бочковое пиво. Съемки совпали с днем рождения Александра Белявского, и актеры решили попутно его отпраздновать. Каждый принес с собой водку; тайком заменили бутафорские бутылки в портфеле героя Георгия Буркова. «Конечно, после очередного дубля мы здорово захмелели, — вспоминает Александр Ширвиндт, — и Рязанов, заметив это, съемку прекратил. На следующий день мы сыграли несколько дублей трезвыми, однако в фильм попал тот, который отсняли именно в первую ночь».

Работа над картиной была закончена летом, и до Рязанова не раз доходили слухи, что новогодняя премьера не состоится якобы из-за пропаганды пьянства. Но оказалось, что фильм очень понравился Брежневу, и за несколько дней до Нового года Эльдара Александровича пригласили на телевидение снять небольшое вступительное слово к фильму, объяснить, что так выпить можно лишь в канун Нового года. Позднее картина была удостоена Государственной премии СССР, а зрители наградили ее своей непреходящей любовью.

На волне моды на ремейки в 2007 году Тимур Бекмамбетов снял «Иронию судьбы. Продолжение», но, несмотря на присутствие молодых звезд и даже «ветеранов», включая самого Рязанова, снова сыгравшего пассажира в самолете, цитировать этот фильм никому не придет в голову.

ДАРЬЯ БИОГРАФИЯ, Татьяна ОСИПЦ0ВА

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Subscribe to RSS Feed Следите за мной на Twitter!