Dyson. Впереди планеты всей

Заглянув в WC крупного торгового центра, не забудьте воспользоваться инновационным феном для рук: они станут сухими в считанные секунды! Благодарить нужно фирму Dyson — первую, которая позаботилась об удобстве покупателей.

Джеймс Дайсон родился и вырос в провинциальном городке Норфолк на востоке Великобритании. С детства у мальчика было две страсти — дизайн и изобретательство. Ему нравилось создавать что-то новое, при этом делать это так, чтобы все любовались его детищем.

САМО НЕСОВЕРШЕНСТВО

В молодые годы Джеймс придумал морской грузовик, способный причаливать к необорудованному берегу, и «шаротачку» для перевозки грузов, колесо которой свободно скользило по земле. Работая на заводе по производству таких «шаротачек», Джеймс однажды за метил, что воздушный фильтр в установке для окрашивания порошковой краской часто забивается. Пробравшись тайком на соседнюю лесопилку, он узнал, что там с аналогичной проблемой справляются с помощью циклонной установки для фильтрации воздуха. Почему бы не воспользоваться хорошей идеей? Она тут же была им реализована: с помощью центробежной силы новая установка улавливала мелкие частицы краски. Проблема оказалась решена — но это было только начало.

Джеймс с детства терпеть не мог пылесосы. На нем лежали обязанности по уборке дома, которая выводила его из себя: пылесос плохо втягивал пыль, распространял ужасный запах, а его мощность падала. Недовольство аппаратом достигло апогея, когда в 1978 году уже взрослый Дайсон обнаружил, что его собственный пылесос отказался работать. Он разобрал его и понял, что мешок для сбора пыли забит. «Какой несовершенный принцип работы», — подумал Джеймс, а потом вспомнил про ту самую циклонную установку.

5 ТЫСЯЧ НЕУДАЧ

Перед Джеймсом встала непростая задача: усовершенствовать устройство пылесоса так, чтобы он более эффективно собирал пыль и при этом не терял мощности. Было решено отказаться от сменных фильтров для сбора пыли, а вместо них поставить контейнер, в который она попадала под действием центробежной силы.

Дайсону потребовалось целых 5 лет, чтобы довести до ума свой пылесос. За это время он создал около 5 тысяч неудачных вариантов; пришлось взять кредит, заложить дом. Джеймса поддерживала семья: его жена Дирдре занялась выращиванием овощей и цыплят на продажу, давала уроки рисования и продавала свои картины.

В 1986 году пылесос, получивший гордое название G-Force, был готов. Первым делом Джеймс показал его крупным компаниям по производству бытовой техники. Однако изобретение их не впечатлило: «Этот пылесос вряд ли когда-нибудь купят».

В Дайсона поверила только японская компания Apex, которая и заключила с ним соглашение. В Японии агрегат стал продаваться по 2 тысячи долларов и его начали считать символом благосостояния семьи. В 1991 году он даже получил приз на выставке дизайна в Японии.

Когда доход от продаж достиг нужной суммы, Дайсон открыл собственное дело.

В 1993 году компания начала производить пылесосы под собственным брендом. Интересно, что с их появлением мужчины стали проявлять больший интерес к процессу уборки. Агрегаты нравились им своим дизайном и удобством — было в них что-то «космическое».

Первая модель называлась DC01 (Dual Cyclone, т.е. «двойной циклон» — в нем было уже 2 циклонные установки по сбору пыли). «Пророчество» крупных компаний-конкурентов не подтвердилось: этот пылесос хотели покупать! Уже через 4 года он стал лидером на британском рынке. Больше всего новинку оценили аллергики: она была для них абсолютно безопасна. Поначалу у некоторых продавцов имелись опасения, что прозрачная емкость для сбора пыли, установленная в пылесосе, оттолкнет покупателей. Аргументы ясны — никто не любит смотреть на пыль. Но оказалось с точностью до наоборот: процесс ее попадания в контейнер был настолько завораживающим, что люди даже радовались прозрачности установки.

ПОЛНЫЙ НАБОР!

«Если что-то плохо работает — мы берем это и усовершенствуем» — таково кредо Дайсона. После запуска производства пылесосов он обратил свой взор на стиральные машины. Они недостаточно качественно удаляли загрязнения, к тому же могли испортить вещь. В 2000 году компания Dyson представила свою разработку — стиральную машину с двумя барабанами, которые вращались в разных направлениях, имитируя ручную стирку. Такой агрегат прекрасно справлялся даже с самыми сложными загрязнениями и был максимально деликатен с тканью.

В 2001 году увидели свет «умные очки» Dyson Halo. Они подключались к карманному компьютеру, имели камеру, микрофон, дисплей, могли использоваться как средство связи -для того времени настоящий прорыв!

Год 2006-й ознаменовался появлением в продаже сушилки для рук, разработанной командой Дайсона. Ее предшественницы рядом с новинкой выглядели рухлядью. Она высушивала мокрые руки за 10 секунд благодаря невероятной скорости воздуха — 690 км/ч. Причем, он был не слишком горячим, а сама сушилка при этом не нагревалась.

Недоволен был Дайсон и прежними вентиляторами. Они лишь разгоняли пыль, загрязняя воздух, их трудно было чистить, а лопасти представляли опасность для детей. В 2009 году на рынке появились вентиляторы Dyson… без лопастей! Выглядели они, как всегда, стильно и были совершенно не похожи на привычные приборы.

Также в ассортименте компании появились фены для волос и светодиодные светильники. При этом Дайсон не стремится к тому, чтобы его продукция была в каждом доме. Многие его изобретения — как, например, сушилки для рук — используются в основном в местах большого скопления людей. Джеймс не гонится за деньгами: для него главное — идея.

А большую часть заработанного он вкладывает в исследования.

ВЕРИТЬ В НЕВОЗМОЖНОЕ

В мае этого года бизнесмену исполнилось 70, но он все еще полон замыслов. Джеймс мечтает, чтобы как можно большее количество людей заразилось его мечтами, вот почему так много сил вкладывает в просвещение населения, особенно молодежи.

В 2002 году им был открыт благотворительный фонд, который перечисляет деньги, в том числе на образовательные нужды. В 2004-м утверждена премия его имени; ее лауреаты получают хороший стартовый капитал для своих исследований. Джеймс часто посещает школы, колледжи, университеты. Даже в исследовательских центрах Dyson средний возраст инженеров — всего 25-26 лет. Дайсон уверен: именно молодым свойственно верить в невозможное, рисковать и добиваться успеха.

Одно из его последних изобретений — водный вакуумный фильтр для очистки природных водоемов. Он пока не используется широко, более того, целесообразность его применения скептики ставят под сомнение. Но Джеймс уже давно никого не слушает.

ДОСТИЖЕНИЯ КОМПАНИИ

1992 г. — основание компании Dyson.

1993 г. — выпуск первого пылесоса модели DC01.

2000 г. — производство стиральных машин с двумя барабанами.

2001 г. — выпуск «умных» очков фирмы Dyson.

2002 г. — открытие благотворительного фонда Джеймса Дайсона.

2004 г. — учреждение премии James Dyson Awards.

2006 г. — выход на рынок гигиенической сушилки для рук Dyson.

2009 г. — изобретение безлопастного вентилятора.

ДАРЬЯ БИОГРАФИЯ, Алла АСТАХОВА

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Subscribe to RSS Feed Следите за мной на Twitter!