Coca-Cola. От лекарства

Coca-Cola. От лекарства Знаете, какое слово чаще всего употребляется в мире? Правильно, «о’кей». А на втором месте — словосочетание «кока-кола».

Сегодня каждую секунду несколько сотен человек в разных странах мира делают глоток кока-колы. Удивительно, но когда напиток был только придуман, покупать его не слишком торопились.

ПАНАЦЕЯ ОТ ВСЕХ БОЛЕЗНЕЙ

Американец Джон Пембертон не понаслышке знал, что такое кокаин. После тяжелого ранения, полученного на фронтах Гражданской войны, он использовал его как обезболивающее: кокаин в то время запрещен не был. Пембертон принимал его в составе напитка собственного приготовления. Его основу поначалу составляло вино, но после введения сухого закона алкоголь пришлось исключить. Состав простой: одна часть орехов колы и три части листьев коки. Это и определило название — кока-кола.

Одним из первых напиток попробовал бухгалтер Пембертона, Фрэнк Робинсон. Вкус показался ему интересным, и Робинсон посоветовал запатентовать новинку. А сам тем временем придумал логотип «Кока-Кола», который с тех пор не сильно изменился. У бухгалтера был каллиграфический почерк, и он просто от руки написал название на бумаге.

В 1886 году напиток впервые появился в одной из аптек и был представлен как лекарственное средство. Чтобы привлечь внимание покупателей, на этикетке написали: «Избавляет от боли, нервных расстройств, расстройств желудка и импотенции». Просто панацея какая-то! Продавали кока-колу в основном в розлив — по 5 центов за стакан. На вид это была субстанция бурого цвета, на вкус — нечто вязкое, густое и очень сладкое, поэтому ее приходилось разбавлять водой. Немудрено, что покупатели не спешили приобретать столь неоднозначный товар.

Положение спас один из фармацевтов. Однажды посетитель попросил смешать ему, «как обычно». Но то ли вода закончилась, то ли аптекарю лень было за ней идти, но он предложил вместо нее содовую. М-м, совсем другое дело! Он рассказал об этом Пембертону, и тот понял: пусть его лекарство не будет чудодейственным, но вкусным должно быть обязательно.

ПЬЮТ ВСЕ!

Вновь поколдовав над рецептом, Пембертон создал новую версию напитка, сделав его газированным. Шипучку охотнее стали покупать, но даже это не вдохновило создателя кока-колы на продолжение дела. Он с легким сердцем продал детище ирландскому иммигранту Азу Кендлеру. Тот с трудом накопил 2300 долларов — непомерную сумму! Но он верил в будущее напитка.

В 1893 году Кендлер зарегистрировал The Coca-Cola Company и принялся за усовершенствования. Прежде всего убрал из рецепта кокаин — теперь листья коки использовались уже после извлечения из них наркотического вещества. Несмотря на то, что напиток по-прежнему продавался в аптеках, его все реже ассоциировали с лекарством. Теперь это был просто сладкий сироп, приятный на вкус.

Помимо того что Кендлер был неплохим бизнесменом, он оказался еще и мастером рекламы. Когда марка «Кока-Кола» стала известной, он начал продавать календари, часы, сувениры с символикой «Кока-Кола». Тогда подобное было в новинку, и люди охотно их покупали.

Уже к 1895 году кока-колу пили практически во всех американских штатах. А в 1899 году открылся первый завод, который разливал ее по бутылкам. Конечно, чаще покупатели по-прежнему брали ее в розлив — так привычнее. Но были и те, кто сразу оценил преимущества бутылки. Она была удобной, и благодарить за это стоило Бенджамина Томаса. Это он придумал «бутылку с талией», вдохновившись женскими юбками годе, которые были тогда в моде. Томас хотел создать тару, которую можно узнать на ощупь, в темноте. И у него получилось!

КОГДА ВОЙНА-В ПОМОЩЬ

В начале XX века кока-кола была несомненно популярна. Потому и непонятно, отчего вдруг Кендлер решил продать компанию. Попросил за нее немалую сумму — 25 миллионов долларов. Банкиру по фамилии Вудрафф досталась процветающая компания, твердо стоящая на ногах. Чего только стоят порядка 160 судебных исков, которые пришлось подать против компаний, пытавшихся нажиться на известности «Кока-Колы». Всех их удалось победить, кроме одной — Pepsi. Марка появилась в начале века и тут же заявила о себе. «Новое поколение выбирает «Пепси»» — гласили их лозунги, намекая на то, что «Кока-Кола» уже не в моде. В какой-то момент «Пепси» даже вышла в лидеры, но триумф продолжался недолго.

Через пару лет Вудрафф передал бразды правления компанией своему сыну Роберту. Тот пробыл на посту директора целых 60 лет, и именно с его именем связаны основные нововведения. Он запустил рекламу марки по радио, подарил нам знаменитого Санта-Клауса. Правда, идея принадлежала художнику Хаддону Сундблому, к которому Вудрафф обратился. Художник облачил новогоднего героя в одежду цвета компании, а лицо ему нарисовал свое.

Покупать кока-колу становилось все удобнее. В магазины были завезены специальные передвижные холодильники. На большую компанию можно было взять упаковку сразу из шести бутылок с удобной ручкой.

Даже войну Роберт Вудрафф умудрился использовать для своей выгоды. Когда началась Вторая мировая, он заявил: «Каждый, на ком надета военная форма, должен иметь право приобретать кока-колу всего за 5 центов!» Конечно, на подобные жертвы Вудрафф шел не из-за патриотизма, а ради рекламы. Для удобства напиток поставлялся на фронт в специальных жестяных банках, которые было удобно открывать. После окончания военных действий банки так и остались в употреблении.

ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ

Время шло, компания развивалась. В ассортименте стали появляться и другие напитки. Рецепт «Фанты» был создан в Германии, когда в страну запретили ввоз сиропа, необходимого для производства кока-колы. Позже головной американский концерн с удовольствием его выкупил. «Спрайт» же возник в качестве противопоставления шипучке 7Up, которую производила компания PepsiCo.

В 1979 году Роберта Вудраффа на посту руководителя компании «Кока-Кола» сменил не менее инициативный персонаж — Роберт Гозуэт. При нем в продаже появилась диетическая кола, в которой вместо сахара использовался сахарозаменитель. В итоге этот напиток содержал всего одну калорию.

Когда американцы начали активно осваивать космос, «Кока-Кола» и тут не упустила свою выгоду. Компания приготовила специальные банки с трубочкой, с помощью которых напиток можно было употреблять в космосе. В 1985 году кока-колу взяли на орбиту.

ЗА ЖЕЛЕЗНЫМ ЗАНАВЕСОМ

Долгое время кока-кола была недоступна жителям СССР. Лишь в 1988 году она пришла на советские прилавки. Тогда же в стране появилась одна из первых световых реклам — большой щит на Пушкинской площади с рекламой кока-колы.

Напиток проник во все уголки земного шара. Досих пор он остается визитной карточкой компании, хотя под ее началом продаются и другие марки — например, холодный чай Nestea, лимонад Schweppes. И все же именно кока-кола ходит в фаворитах. Ее рецепт держится в строжайшем секрете. Говорят, ингредиенты известны лишь двум руководителям фирмы. Причем каждому из них доступна только половина информации — слишком опрометчиво было бы доверять все одному человеку.

ДОСТИЖЕНИЯ КОМПАНИИ

1886 г. — создание напитка кока-кола

1893 г. — зарегистрирована компания «Кока-Кола»

1899 г. — открыт завод, где напиток разливался по бутылкам

1931 г. — создание знаменитого Санта-Клауса в стиле кока-кола

1955 г. — напиток стали продавать в банках

1958 г. — появление «Фанты»

1961 г. — появление «Спрайта»

1982 г. — в продаже появилась диетическая кола

1988 г. — кока-кола пришла в СССР

ДАРЬЯ БИОГРАФИЯ, Саша ТУМАНОВА

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Subscribe to RSS Feed Следите за мной на Twitter!