Chupa-Chups

Если вы пришли в магазин с ребенком, то стойку с разноцветными «Чупа-Чупсами» у кассы пропустить будет очень сложно, практически невозможно. На это и рассчитывали производители конфеты: пройти мимо и не купить вам не удастся!

В наследство Энрике Бернату досталось целое состояние. Что уж греха таить, дед не поскупился, отписав любимому внуку свою кондитерскую империю. Производство, поставлявшее на рынок около 200 видов изделий — шоколад, мармелад, тянучки, драже, джем, — с новым руководителем еще больше расцвело. Ровесники Энрике кусали локти от зависти: с таким состоянием можно и вовсе не работать, ведя праздную жизнь.

А он в один день поставил под угрозу все нажитое, заявив, что отныне их завод будет выпускать только одну сладость -конфеты на палочке.

ПОСТАВИТЬ ВСЕ НА КАРТУ

Завистники Энрике Берната были правы: он действительно мог не работать, почивая на лаврах и довольствуясь уже налаженным производством. Но юноше стало интересно, чем именно он может помочь общему делу. В первую очередь молодой человек задумался: кто покупает продукцию его кондитерской фабрики? И не смог ответить на этот вопрос. За помощью он обратился в контору, занимающуюся социологическими опросами. Оказалось, его основными покупателями были дети. Однако вот незадача: в списке продукции их завода не было ни одной конфеты для малышей. Как же так? Было решено незамедлительно исправлять ситуацию.

Быть может, Энрике создал бы очередную карамель, ничем не отличающуюся от тысячи таких же карамелек, производимых его конкурентами, если бы не один случай. Однажды, идя по улице, он стал свидетелем пренеприятной ситуации. Мать отчитывала ребенка за то, что он перепачкал руки липкой конфетой. У малыша было такое расстроенное лицо, что Энрике чуть было не заступился за него. Но потом решил не вмешиваться и помочь ему по-своему.

«Миру нужна конфета, которую можно есть, как вилкой!» — заявил он. Такую сладость легко было бы вынуть изо рта на время разговора, повертеть в руках, рассмотреть, и при этом не испачкаться. Сначала кондитерское изобретение «посадили» на небольшую вилку, но позже поняли, что это небезопасно и дорого. Так что вскоре конфеты переместились сначала на деревянную, а потом и на пластиковую палочку.

ПЕРВЫЕ ШАГИ НОВОЙ КОНФЕТЫ

Радости детей, которым вручили леденец на палочке, не было предела. Один за другим они пробовали новые вкусы. На первых порах их было семь: лимон, апельсин, мята, клубника, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. Родители только успевали отсчитывать монетки на новую конфету. Хотя им было грех жаловаться: с таким леденцом дети не пачкали одежду и не пачкались сами, а это дорогого стоило.

Энрике решил назвать свое изобретение броско и без премудростей — «гол». Объяснял он это просто: сам леденец по форме напоминает футбольный мяч, а рот — футбольные ворота. Однако с его логикой согласились немногие, и название было признано неподходящим. Пришлось обратиться к специалистам. Они предложили «чуп», от испанского chupar — «сосать». Этот вариант наконец прижился.

Малышам настолько нравилась новая конфета, что вскоре они сочинили о ней песенку. «Соси, соси, соси сосунца! Это круглый вкус без конца» — примерно так можно перевести ее слова. По-испански же они звучали так: «Чупа, чупа, чупа чупс!» Песню пели на каждом углу, в каждом магазине: она просто не могла однажды не дойти до Энрике Берната. Когда это случилось, ему пришлось признать, что его маленькие покупатели, сами о том не подозревая, придумали куда лучшее название для леденца. С тех пор было решено остановиться на «Чупа-Чупс».

ПРИВЕТ ОТ САЛЬВАДОРА ДАЛИ!

Когда с названием было покончено, появились другие проблемы. До некоторых пор леденец продавался завернутым в обычную бумагу. Конечно, это было не так важно, но Энрике не мог не знать, как дети любят красивые упаковки. Да и к тому же нужно было придумать что-нибудь запоминающееся, приметное, видное издалека.

Бернат решил не мелочиться и обратился за помощью к самому Сальвадору Дали. Предприниматель приехал к нему в Фигерас и попросил нарисовать логотип. Говорят, художник справился с заданием меньше чем за час. Спустя указанное время он протянул Энрике лист бумаги. На нем была нарисована ромашка, а внутри название леденца. «Только размещайте его не сбоку, как обычно все делают, а на верхушке конфеты, — так виднее», — дал дружеский совет Дали. Каков был гонорар великого мастера, история умалчивает. Однако сколько бы ему ни было заплачено, все было не зря. Логотип попал в точку!

Продажи леденцов били все мыслимые и немыслимые рекорды. Немалая заслуга в этом принадлежала особой выкладке товара в магазинах. Обычно все конфеты и прочие сладости находились позади продавца, за прилавком. Замечали их там только те, кто целенаправленно приходил купить лакомства. Продукцию «Чупа-Чупс» стали размещать прямо на прилавке в специальных красочных дисплеях. Леденцы так призывно торчали из них, что не схватить их было просто невозможно. Крики и вопли малышей не прекращались до тех пор, пока мама наконец не сдавалась: «Ладно, можешь взять конфету». Остальные производители были возмущены особыми условиями, на которых продавались «Чупа-Чупс», но сделать ничего не могли.

ДВИГАТЕЛЬ ТОРГОВЛИ

Что касается рекламы, на нее Бернат не скупился. Он был уверен: не покупают его леденцы только те, кто еще не знает о них. А это всегда легко исправить.

С этой целью, к примеру, он запустил акцию под кодовым названием «Ралли 600». Более 600 машин с логотипом «Чупа-Чупс» на кузове выехали на улицы городов. Они развозили сладкие конфеты на палочке всех вкусов, какие только можно было себе вообразить. Нет, сладости раздавали не бесплатно, но это мало повлияло на спрос. Дети, издалека завидя автомобиль с крупной ромашкой на боку, неслись к нему со всех ног, зажав в кулачке деньги на конфетку.

Но авторалли оказалось мало. Спустя некоторое время было решено отправить леденец в космос. Российские космонавты с международной орбитальной станции «Мир» появились на широком экране с «Чупа-Чупс» в руке. Повлияло ли на продажи леденца новое звание «первой конфеты, побывавшей в космосе», неизвестно. Зато точно сыграло свою роль его появление в руках таких звезд, как Мадонна, Элтон Джон, Стинг, Мэрайя Керри. Кто-то из них снимался в рекламе и получал за это крупные гонорары. Другие просто были искренними поклонниками детской сладости.

Подростки же, видя, как их кумиры лакомятся конфетами на палочке, спешили следовать их примеру. Оказалось, что «Чупа-Чупс» — это не только вкусно и удобно, но еще и модно.

Уже больше десяти лет нет в живых основателя карамельной империи Энрике Берната, делами заправляет его сын. Многое поменялось с момента основания компании: и логотип, и набор вкусов, и реклама. Неизменной остается лишь детская любовь к сладкой конфете на палочке.

ДОСТИЖЕНИЯ КОМПАНИИ

1958 — испанец Энрике Бернат основал компанию.

1964 — проведена беспрецедентная пиар-акция: 600 автомобилей, выполненных в особом стиле, рекламировали и одновременно продавали продукцию. .

1969 — художник Сальвадор Дали создал логотип «Чупа-Чупс».

1991 — в Санкт-Петербурге открыт первый российский офис «Cnupa-Chups».

1993 — в России начато производство «Чупа-Чупс»; в Санкт-Петербурге открыта первая фабрика знаменитых леденцов.

1995 — леденец отправлен на орбитальную станцию «Мир». «Чупа-Чупс» стал первым леденцом, побывавшим в космосе.

2001 — доход компании составил более 400 млн долларов.

2008 — компания отпраздновала свое 50-летие.

ДАРЬЯ БИОГРАФИЯ, СашаТУМАНОВА

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Subscribe to RSS Feed Следите за мной на Twitter!