Баба-яга. Наследница языческой богини

Баба-яга. Наследница языческой богиниСтарая, одинокая, полуслепая женщина-инвалид, брошенная всеми в лесной чащобе. Она смогла выжить, но постоянный голод заставляет ее смотреть на путников как на добычу… Сценарий, достойный фильма ужасов, — не что иное, как русская народная сказка.

Нередко, описывая соперницу, женщины бросают будто невзначай: «Да она же страшная, как Баба-яга». И в самом деле, этот персонаж трудно назвать привлекательным. Притом что после множества киносказок и мультфильмов люди даже не догадываются, какую роль играла Баба-яга в жизни наших предков.

ОТ ГРЕКОВ К СЛАВЯНАМ

В поверьях славянских племен Баба-яга появилась еще до возникновения письменности, то есть до IX века. Люди передавали их из поколения в поколение, а учитывая расселение племен по Центральной, Южной и Восточной Европе, предания распространились по огромной территории.

В зависимости от региона Баба-яга приобретала свой национальный колорит. В Сербии, Черногории и Хорватии ее звали Бабой Рогой (Рогатой бабой), которой стращали маленьких детей, когда те отказывались спать. На Украине ее имя было — Баба Язя или Гадра, в Польше — Бабоедза, в Чехии — Ежибаба, в Словении — Яга баба. Все эти имена являются производными праславянского термина «ега», обозначавшего ужас, болезнь, опасность или гнев. Хотя некоторые специалисты по лингвистике связывают его с обозначением змей, гадов, что указывает на силы подземного мира.

И все же единого мнения о происхождении имени Баба-яга среди ученых нет — слишком уж много разночтений. Так, на языке народа Коми слово «яга» переводится как сосновый бор, а «баба» — женщина. Соответственно, «Баба яга» можно перевести как женщина из бора-леса, или лесная женщина. А согласно версии о тюркском происхождении, это имя произошло от «бабай-ага», соответствовавшего обращению к мужчине.

Изначально у праславянских племен Баба-яга, Ягибиха, Ягишна являлась божеством смерти. То была старуха с хвостом ящера, охранявшая вход в мир мертвых и сопровождавшая в нем души усопших. Подобная роль придает Яге сходство с древнегреческой девой-змеей Ехидной, которая от связи с Гераклом родила скифов. В свою очередь, легенда гласит, что скифы были предками славян. Так что, возможно, образ Бабы-яги — это адаптация греческих мифов к славянской культуре.

Славяне верили, что Яга может скрываться под видом любой женщины и делать то же, что и все: быть женой и матерью, вести домашнее хозяйство, ухаживать за скотиной. Позднее легенды переселили Ягу в лес, ибо она была куда опаснее, чем обычная ведьма. Лесная чащоба в представлении наших предков была зоной чужого, нечистого мира, и кто-то должен стоять на их границе. Баба-яга подходила на эту роль идеально.

ТРИ ИПОСТАСИ

В отличие от лингвистов историки полагают, что появление Бабы-яги в поверьях славян связано с языческой богиней Мокошей. Она была единственным божеством женского пола в капище богов князя Владимира в Киеве. В «Повести временных лет» Мокоша также в списке божеств, хоть и на последнем месте.

У славян она отвечала за удачу, плодородие и благоденствие. Вот только внешне румяная Мокоша никак не походила на Ягу. Последняя представляла собой отталкивающее существо — высокая сгорбленная старуха с длинным крючковатым носом и отвислой нижней губой. Одно ее описание вызывает отвращение: «Лежала из угла в угол Баба-яга, костяная нога, нос в потолок, губы на притолоке висят». По мнению этнографов из Белоруссии, это описание характерно для человека, лежащего в гробу-домовине. Отсюда и выражение «нос в потолок врос». Другими внешними атрибутами Яги являются железные зубы, отвисшие груди и взлохмаченные седые волосы.

Кстати, у славян волосы имели магический смысл, а потому женщинам косу расплетали только при укладывании в гроб. Также у Яги подслеповатые глаза, ибо зрение ей ни к чему, она всех видит насквозь, «нутром чует». Костяная нога — тоже не просто так. Ею она словно стоит в царстве мертвых, а здоровой ногой — в царстве живых. Передвигается старушка в ступе, которая летает по ночному небу, а след за собой заметает метлой.

В русских сказках Баба-яга фигурирует в трех разных ипостасях. Первая -Яга-воин. Она свободно владеет богатырским оружием — мечом и булавой и нередко бьет опытных богатырей. Вторая — Яга-похитительница. Она ворует детей, которых либо сразу умерщвляет, либо уносит в свою избушку или под землю, где с ними происходит то же самое. Впрочем, иногда Яга давала похищенным шанс — с помощью хитрости и смекалки избежать смерти. И, наконец, Яга-даритель. В этом случае она не атакует случайного гостя, а напротив, парит в бане, поит и кормит, а после укладывает спать. Утром Баба-яга дарит ему какой-нибудь подарок (волшебный клубок, меч), который помогает путнику выполнить свою миссию. В детских сказках это наиболее популярная роль Яги.

НА СЛУЖБЕ У КОММЕРЦИИ

Тайным смыслом славянские легенды наполняют не только образ Бабы-яги, но и все, что ее окружает. Возьмем ее избушку на курьих ножках. Почти в таких же древние славяне хоронили своих мертвецов в VI-IX веках. На окуренных дымом (курьих) бревнах возле самого леса ставили избу смерти, куда и помещали усопшего. А слово «домовина» в украинском языке до сих пор означает гроб. Вход в такую избу был обращен в сторону леса, чтобы покойник мог «уйти» не к живым, а к мертвым. Отсюда и клич пришедшего гостя: «Избушка, оборотись ко мне передом, а к лесу задом». Но еще до того, как герой видит избу, перед ним предстает «нехороший» антураж: вороны на сухих ветках и частокол из кольев с человеческими черепами.

Прежде чем герой предстанет перед Ягой, та уже чувствует его по запаху: «Фу, фу, фу — русским духом запахло». По поверьям, мертвым был неприятен запах живых (и наоборот). Потому Яга и парила гостя в бане (аналог — омовение покойника), чтобы отбить этот запах. После бани она кормила гостя, в чем этнографы видят завуалированную традицию погребальных трапез. Затем старуха оставляла его на ночлег (ночь — время перехода из одного состояния в другое, не зря сон считают маленькой смертью).

Есть у Яги и сказочные помощники — кот Баюн, гуси-лебеди, «три всадника» -белый, красный и черный (день, заря и ночь), лягушки, вороны и змеи. В зависимости от сюжета сказки все они выполняют какую-либо роль. И все, как на подбор, опасны. Например, гуси крадут для Яги детей, кот Баюн — огромное существо с мягким вкрадчивым голосом — убаюкивает путников и убивает их…

Несмотря на негативную нагрузку, советский кинематограф и мультипликация полностью вытеснили отрицательное восприятие Яги. Некогда кровожадная старушка после ряда фильмов ассоциируется у людей с неким помощником для похода в мир нечисти, а значит, априори зла причинить не может. Разумеется, это не так. Но именно на такое восприятие Яги рассчитывали в своих планах власти ярославского села Кукобой.

По аналогии с Великим Устюгом, объявившим себя родиной Деда Мороза, в 2004 году кукобой цы назначили свое село родиной Бабы-яги. Однако такому повороту активно воспротивилась Русская православная церковь, посчитавшая, что в селе Кукобое возможно строительство аналогов языческого капища, на котором будут проходить обряды поклонения языческому божеству, а равно бесу. Тем не менее в селе все-таки построили музей Бабы-яги («избушка на курьих ножках»), и ежегодно 26 июня празднуют ее день рождения. В Сети также был размещен сайт Бабы-яги, утверждающий, что это «давно уже старушка мирная, черной магии и колдовству она предпочитает пироги с чаем». В общем, от некогда зловещего божества до нас дошел лишь внешний слепок, да и то в сильно приукрашенном виде.

ДАРЬЯ БИОГРАФИЯ, Глеб ЧЕРКАСОВ

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Subscribe to RSS Feed Следите за мной на Twitter!