Анастасия Зуева. Бабушка в окошке

В старых детских фильмах эта бабушка-сказительница приветливо распахивала резные ставенки своей избушки, хитро прищуривалась и — сказка начиналась…

Порой события в жизни происходят вопреки ожиданиям. Так было и с Настей, родившейся в 1896 году в Тульской губернии, в зажиточной семье гравера. Выросла бы, вышла замуж за достойного человека, но… не случилось.

Отец умер, мать снова шла под венец, и дочери от первого брака ей оказались не нужны. Взяла их к себе тетка, которая, несмотря на деревенское воспитание, тянулась к знаниям и интересовалась искусством.

«ИГРАТЬ ТЕБЕ СТАРУХ ВЕЧНО»

После переезда в Москву тетка отдала девочек в гимназию. Старшая Лиза была милой и общительной, а Настя любила одиночество и рыбалку. В столице девушка поняла, что здесь у нее открываются новые возможности, и ошарашила тетю своим решением поступать на актерские курсы.

На курсах педагоги разглядели у девушки талант, подучили и подобрали первые роли, ставшие посто-

янным амплуа. Дебютантка так достоверно сыграла возрастной персонаж, что сам Станиславский, увидев на сцене 22-летнюю Настю, предрек: «Играть тебе старух вечно».

Анастасия к тому времени уже была замужем и успела сына. Муж был из «бывших», однако власть большевиков отнеслась к нему лояльно. Иван потребовал, чтобы жена ушла из театра. Но разве могла она бросить сцену, где служил ее кумир и учитель Константин Станиславский? Супруги разошлись, ребенок остался с отцом…

СВОЯ КОЛЕЯ

Какая метаморфоза произошла с Анастасией за эти годы! Из нелюдимого подростка она превратилась в элегантную, обаятельную молодую женщину. Неудивительно, что за ней увивались толпы поклонников. Возможно, чтобы компенсировать «старушечье» существование на сцене, Зуева и стала очаровательной и общительной в жизни. У нее появилось много друзей среди известных людей; сам Валерий Чкалов, легендарный летчик, был увлечен ею. Как бы сложились их отношения, если бы не его трагическая гибель?..

В это же время Анастасия познакомилась с популярным тогда композитором Виктором Оранским. Автора музыки к нескольким фильмам и спектаклям знал весь театральный мир. В хлебосольном доме Зуевой Оранский почувствовал, что нашел родственную душу, а она… Она влюбилась без памяти. Их союз казался прочным.

Актриса стала известной после того, как сотворила, без преувеличения, шедевр на все времена. МХАТ поставил «Мертвые души» где она всего 15 минут играла Коробочку. Но что это были за минуты! Все, кто видел ее в роли, в один голос утверждали: такое преображение — профессиональное чудо! Анастасия, которая выискивала свои персонажи на улице, в магазинах, на рынках и в других людных местах, перенимала мельчайшие подробности поведения простых женщин, особенно преклонного возраста. Отзывчивая и безгранично добрая по натуре, она могла заплатить за старушку в магазине, при этом стараясь запомнить ее черты и поведение. И все это переносила на сцену. А свою знаменитую Коробочку вылепила словно скульптуру — даже сшила специальные перчатки, чтобы под ними скрыть свои изящные молодые руки. Тучная, с узеньким лобиком Коробочка на сцене так комично шевелила коротенькими толстыми ручками! Почти 50 лет Анастасия Платоновна выходила на сцену в этом образе.

ПРЕДАТЕЛЬСТВО

Любовь к Оранскому принесла много страданий. Жили себе супруги счастливо — Виктор сочинял музыку, Анастасия играла в кино и театре. Все шло прекрасно, пока душевность актрисы не обернулась для нее бедой.

Зуева привела в дом буквально с улицы ту, которая отплатила ей злом за добро. Актриса даже стала готовить девушку к поступлению в театральный. Имя юной особы, мечтавшей играть на сцене, уже никто не помнит, потому что все ее внимание переключилось с театральной карьеры на… мужа Зуевой. Увела. Поддался Оранский чарам молодой и настойчивой девушки.

Для Анастасии это стало ударом; она заболела и долго не могла прийти в себя. А в 1943 году выяснилось, что неверный муж и его дочь, прижитая с разлучницей, прозябают в нищете. Та бросила их, найдя себе более выгодную партию. Сердце актрисы дрогнуло. Она приютила, отогрела, вылечила и мужа, и его дочь. Прошлого не поминала, хотя в глубине души так и не смогла простить измены. И хотя любила Виктора по-прежнему, но больше к себе не допускала: слишком сильна была боль от предательства.

ПОМОГАТЬ ВСЕМ

После смерти Оранского в 1953 году Анастасия Платоновна вспомнила совет Станиславского: «Тебе не нужно выходить замуж, живи сценой». Но поклонники не отставали. Коллеги по театру рассказывали, как на гастролях в Японии ей объяснялся в любви миллионер. Он мечтал бросить к ногам русской актрисы все свое состояние, ездил за театром, однако Зуева осталась непреклонной. Борис Пастернак, влюбленный в нее, посвятил ей нежнейшие стихи: «…Вы — подлинность, Вы — обаянье, Вы вдохновение само…» Актриса отвергала всех, кто предлагал ей руку и сердце.

И все-таки в ее жизни появился мужчина — сын. Пока он жил с отцом, свою нерастраченную материнскую любовь Анастасия Платоновна изливала на окружающих. Про нее говорили: «Зуева может облагодетельствовать телеграфный столб». Молодые актеры рассказывали: «Мы могли ночью позвонить ей, она жила в доме напротив театра, и спросить: «Тетя Настя, есть снотворное?», на что получали ответ: «Заходите»». Им открывала дверь домработница Васена, которую она тоже подобрала на улице. Актриса вела молодежь на кухню, там наливала им по рюмке водки и ставила на стол обильную закуску.

Сын женился, по словам Анастасии Платоновны, «не на той» женщине. Как заботливая мать, она старалась помочь его семье, выхлопотала комнату рядом со своим домом, чтобы больше времени быть вместе, но от нее ждали лишь денег и прочих благ. Родившуюся внучку Лену, которой родители не очень-то интересовались, актриса фактически воспитала сама.

НАИВНАЯ И СМЕЛАЯ

Так и шла по жизни необыкновенная актриса, приводя в изумление и восхищение всех, кто ее знал и любил. На экране и на сцене — сплошные сказительницы и старухи, а в реальности — ухоженная, элегантно одетая дама.

Детская наивность сочеталась в ней с жесткой решимостью. Она отчаянно защищала обиженных и несправедливо осужденных. Не побоялась сказать Олегу Ефремову, которого бесконечно уважала, нелицеприятные слова о его спектакле «Живой труп», чем навлекла на себя бойкот коллег. Получала награды, звания и ордена от советского правительства, но членом КПСС так и не стала: была глубоко верующим человеком и не скрывала этого. Дружила с тремя патриархами, и, когда ушла из жизни, ее отпевали — неслыханное дело! — в патриаршем Богоявленском соборе, а гроб с телом поставили в алтаре. Сам патриарх Пимен велел, чтобы во всех церквах прошли заупокойные службы по усопшей рабе Божией Анастасии.

Незадолго до кончины к ней приехал правнук Станиславского. Это было, как оказалось, последнее интервью Зуевой, в котором она с радостью вспоминала начало МХАТа, своего обожаемого учителя и партнеров по сцене, цвет и гордость театра.

Умерла Анастасия Платоновна 23 марта 1986 года, не дожив всего несколько месяцев до своего 90-летнего юбилея, к которому очень серьезно готовилась. Судьба сделала ей посмертный подарок: актрисе не довелось увидеть, как раскололся ее любимый МХАТ…

ДАРЬЯ БИОГРАФИЯ, Любовь КОРСАКОВА

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Subscribe to RSS Feed Следите за мной на Twitter!