Александра Завьялова. Погасшая звезда

В 35 лет Александра Завьялова перестала играть в театрах, сниматься в кино, появляться на публике. Исчезла, словно тени в полдень. Что сгубило актрису? Ее красота и дарование — слишком яркие для СССР.

Она родилась в крестьянской семье под Тамбовом 4 февраля 1936 года. Симпатичная девочка росла скромной и кроткой. Прилежно училась в школе, помогала старшим в огороде, вечерами читала книги, а по выходным смотрела кино в местном клубе.

В пятом классе Саша заявила: «Вырасту — буду актрисой!» Решение дочери расстроило родителей. «Лучше закончи педагогический или сельскохозяйственный вуз, — советовал отец. — Будешь уважаемым человеком, всегда при работе!» Он словно предчувствовал, что мир кино сделает дочь несчастной. И его опасения оправдались.

ИСПЫТАНИЕ СЛАВОЙ

Красивая девушка без труда поступила в Ленинградский театральный институт, на один курс с Татьяной Дорониной. Получив диплом, по распределению оказалась в Бресте. Провинциальный театр Александру приятно удивил: ей сразу дали главные роли в классическом репертуаре и хорошую комнату в общежитии — о чем еще мечтать? Вот почему она долго отказывалась от съемок в кино.

Все изменил режиссер Александр Зархи. Увидев фото Завьяловой, он выехал в Брест и уговорил актрису сыграть в его ленте «Люди на мосту». Кинопроба оказалась настолько удачной, что в белорусский театр Завьялова не вернулась. Фильмы с участием новой звезды выходили часто — «Ждите писем», «Хлеб и розы», «Будни и праздники», «Одиночество», «Фро»… После дуэта с Леонидом Быковым в картине «Алешкина любовь» Завьялову пригласили в столичный Малый театр. Предложение сделал лично Михаил Царев, легендарный актер и режиссер.

В перерыве между съемками на одной из ленинградских улиц Александра встретила художника Дмитрия Бучкина, знакомого по институту. Через пару дней он признался актрисе, что любит ее много лет и готов жениться. Пара сыграла свадьбу, вскоре на свет появилась дочь Татьяна.

Наверное, этот брак был обречен изначально. Во-первых, молодые стали жить в квартире матери Бучкина. Ту раздражали частые съемки Александры. Хорошая жена должна ухаживать за ребенком и мужем, а не пропадать неведомо где. К тому же Завьялова, когда и находилась дома, ничего по хозяйству не делала — ни шить, ни готовить, ни убирать она просто не умела.

Да и зачем звезде экрана быть образцовой домохозяйкой? Ею восхищались Аркадий Райкин и Михаил Ромм, Юлиан Семенов и Белла Ахмадулина. Сфотографировать Завьялову пожелал сам Филипп Халсман. В коллекции амбициозного американца уже были снимки таких кино-див, как Брижит Бардо, Софи Лорен, Мэрилин Монро и Одри Хепбёрн. Фото Завьяловой, сделанное в одном из номеров московского отеля «Националь», появилось в журнале LIFE 16 июня 1961 года.

Эта «выходка» была верхом наглости даже для хрущевской оттепели. Но власти опомнились не сразу. Ведь СССР хотел доказать «прогнившему Западу», что и у нас есть красавицы-актрисы. Продолжением международного триумфа Завьяловой стало участие в Московском кинофестивале 1963 года. Его посетили такие знаменитости, как Жан Маре и Джульетта Мазина.

Вскоре после этого события Бучкин и Завьялова развелись. Брак угас тихо, сойдя на нет от долгих разлук. И все же в конце жизни актриса признается: «Дима оказался лучшим мужчиной в моей жизни».

СТРАСТИ ПО ОТЕЛЛО

В 1964 году Александра вылетела в Одессу на съемки очередного фильма. В самолете ее укачало. Иностранец лет пятидесяти, сидевший рядом, предложил стакан воды. «Отелло Черезолли, отставной адмирал военно-морских сил США, — представился незнакомец. — Лечу в Одессу по торговым делам. Вы полька?» «Нет, я русская», — на ломаном немецком ответила Завьялова.

Между ними вспыхнула страсть. Отелло поразила редкая красота советской актрисы, а Александру — утонченные манеры заграничного ухажера. Две недели влюбленные не расставались — бродили по улицам Одессы, ужинали в лучших ресторанах. «Я заберу тебя в Штаты, разведусь с женой, мы будем жить вместе!» — каждый вечер повторял иностранец. И вдруг исчез. Его номер в гостинице опустел мгновенно — ни вещицы на память, ни записки… В КГБ актрисе объяснили: ее знакомый — американский шпион, его выслали из страны в считанные часы, запретив попрощаться со всеми, кого он знал.

«Так я оказалась «неблагонадежной», почти изменницей Родины, — позже вспоминала Завьялова. — За мной установили слежку, стали редко снимать». Актриса с ужасом осознала, что от забвения ее отделяет всего шаг. Надо было что-то делать. И она сделала этот шаг сама.

РОЛЬ КАК ПРИГОВОР

В 1971-м Александре предложили роль в киноэпопее «Тени исчезают в полдень». Эта роковая работа — 13-й по счету фильм актрисы в ее недолгой кинокарьере. Роль Пистимеи (Серафимы) в экранизации романа Анатолия Иванова далась Завьяловой тяжело. Во-первых, она сыграла три возраста одной героини — девушку 17 лет, женщину после 40 и старуху. Во-вторых, Александре впервые пришлось вживаться в образ столь жестокой женщины. И, наконец, все злодейства Пистимея оправдывает верой в Бога. Это ли не испытание для актрисы, с детства верующей в Христа?

Отказаться от роли Завьялова не решилась. С каждым годом ее снимали все неохотнее, а тут — целый сериал, главная роль, причем такая неоднозначная! Необыкновенный успех фильма стал для Александры и триумфом, и проклятием. Врага советской власти актриса сыграла настолько талантливо, что некоторые задумались: а так ли она хороша, эта самая власть?

Терпение государства лопнуло в одночасье. Завьяловой припомнили все: и фотографии в LIFE, и общение с иностранцами на Московском кинофестивале, и роман с американцем. «Больше ее не снимать!» — постановили сверху.

Это был приговор, и обжалованию он не подлежал. В 35 лет для актрисы началась новая жизнь — в забвении, бедности, а позже — под одной крышей с сыном-алкоголиком.

УБИЙСТВЕННАЯ ЛЮБОВЬ

Петр — поздний ребенок актрисы. Она родила его, когда поняла, что в театре и кино ей больше не играть. Через два года декрета у нее началась депрессия. Женщина закрылась в квартире, перестала пускать к сыну врачей из поликлиники. Соседи, обеспокоенные постоянным плачем ребенка, вызвали МЧС. Завьялову увезли в психиатрическую клинику, дочь передали отцу, а сына отправили в детский дом. За время болезни актрисы квартиру ограбили. Вынесли все, что она заработала: меха, бриллианты, дорогой фарфор, деньги…

Все произошедшие события изменили Александру Семеновну. Она озлобилась на весь мир, перестала здороваться с соседями и следить за собой, начала каждый день читать одни и те же газеты и журналы — все из ее молодости. По свидетельствам очевидцев, на улице могла ни с того ни с сего пнуть коляску.

Единственным человеком, которого актриса обожала, был Петя. Она хвалила сына за пустяки, всегда жалела и оправдывала. Юноша вырос ленивым и слабохарактерным. Отслужив в армии, работал то поваром, то строителем. На каждом месте — два-три месяца от силы. «Всему виной алкоголизм, — объясняла журналистам Татьяна, дочь Завьяловой. — Мой брат начал пить еще в старших классах».

Последние 20 лет Петр был безработным. Люди говорили про него разное: сидит у матери на шее, пропивает ее пенсию. И упускали главное — что он убирался в квартире, готовил еду, мыл и расчесывал постаревшую актрису, даже красил ей волосы. Возможно, мать и сын периодически ругались. Но, по словам Татьяны, все же любили друг друга.

3 февраля 2016 года Петр напился до беспамятства. Не исключено, что из-за контрафактного алкоголя у него начались галлюцинации и вместо матери он увидел перед собой нечто другое, враждебное… Когда пришел в себя, несчастная женщина была уже мертва. Отбросив окровавленный нож, убийца позвонил сестре и сообщил о содеянном. До своего 80-летия Александра Завьялова не дожила всего день.

ДАРЬЯ БИОГРАФИЯ, Никита ЛОВЧИНСКИЙ

Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

Subscribe to RSS Feed Следите за мной на Twitter!